Много-много лет тому назад побывал на реке Волге великий Далай-лама. Очень понравилась ему река и приволжские степи, но одно огорчило, не было здесь гор. Куда не кинь взгляд - всё степи и степи голые, безжизненные. Решил он исправить досадную ошибку – приказал двум своим сподвижникам принести к берегам Волги гору-камень, дабы разнообразить скудные ландшафты.
За славное дело взялись братья монахи. Они долго молились и постились перед ответственной миссией, многие недели провели в глубокой медитации, взывая к высшим силам. И вот час настал. После длительной мистической практики им удалось без особого труда взвалить к себе на спины гору, добытую где-то в районе Урала и понести её по направлению к великой реке. Сколько дней и ночей им пришлось нести этот непосильный груз – не знает никто, но известно, что не донесли монахи гору до места назначения, не дотянули всего лишь каких-то 60 километров. Причиной тому была повстречавшаяся батырам девушка-казашка удивительно редкой красоты. У наименее опытного в духовной практике младшего брата возникли греховные мысли, но они и погубили столь хорошее начинание. Силы его внезапно иссякли, и гора выскользнула из ослабевших рук неудачника. Старший же брат не смог один справиться со всей тяжестью навалившегося на него груза и гора, не долго думая, обрушилась всем весом на бедных братьев, превратив их в лепёшку, окрасив склоны горы в цвет крови монахов. От такого мощного удара не выдержала земля, трещины пошли во все стороны, превратившись со временем в пещерные ходы, а гора естественно осталась лежать на том самом месте, и дали ей название Богдо, что в переводе с монгольского означает – "святой".
Вскоре Далай-лама посетил место гибели братьев-монахов. Он очень расстроился по поводу потери своих лучших учеников и долго-долго плакал. Слёзы текли ручьями, сливались в бурные потоки и заполнили через некоторое время располагавшеюся невдалеке котловину. Вода потом высохла – осталась соль. И назвали это место люди озером Баскунчак.