Отчёт о том, как диггеры волгоградские в Стокгольме побывали и свою мечту исполнили
TUNNELBANA (T-Bana) Tunnelbana, а точнее фотографии оттуда, размещённые у кого-то в LiveJournal, стали главной причиной нашего визита в Стокгольм. Посещение туннельбаны превратилось в навязчивую идею, мечту. «Стокгольмский метрополитен – единственный в Швеции. Его называют «самой длинной художественной галереей в мире». Решение о постройке метрополитена было принято в 1941 году. Были построены подземные трассы с близким к метро стандартом, но первоначально они были использованы под скоростные трамваи. Владельцем является компания SL. Система включает 100 станций на трёх ветвящихся линиях, общая протяженность которых составляет 105,7 км . 47 станций подземные, 53 станции наземные или надземные. Движение на линиях левостороннее, поскольку к моменту открытия метро в Швеции было левостороннее движение. Но главное в стокгольмском метро – это дизайн. Каждая линия (всего их три – «зеленая», «красная», «синяя») оформлена по-своему. Здесь и сказочные гроты, и греческие скульптуры, и уголки классической архитектуры, и настенные рельефы, и мозаика и даже видео-инсталляции, поп-арт (на одной из станций к потолку прибиты огромные башмаки), фонтаны и ручьи. В метро часто устраиваются выставки. Свои работы стокгольмскому метро предоставляют несколько сотен художников. Раньше государство ежегодно инвестировало в подземную галерею около $1,5 млн. Наиболее старая ветвь метро — зеленая, а синяя — наиболее живописная».[1] Мы посвятили метро отдельный день и проехали по всей синей ветке, выходя на каждой станции. Это было просто необыкновенное путешествие! Нас настолько поразили необработанные скальные своды, вода, струящаяся по стенам, приглушённое освещение на платформах, скульптурные композиции, мозаики, рисунки, что мы потом долго не могли прийти в себя. Я даже во сне видела станции туннельбаны и её тоннели, которые, кстати, благодаря способу прокладки динамитом, не ограничены в пространстве и форме (в отличие от наших тюбинговых). На некоторых перегонах стокгольмского метро ветки пересекаются, проходят одна над другой или параллельно друг другу, после чего расходятся. Перед станцией Гамла Стан (если я не ошибаюсь) мы наблюдали, как наш поезд соревновался с другим поездом в скорости. Казалось, это фрагмент какого-то фантастического фильма! «Bla Linjen (Синяя линия) — самая молодая и самая красивая линия стокгольмского метро. Первый ее участок был открыт в 1975 году. За исключением участков вблизи станции Kista, эта линия полностью подземная, и все станции были вырублены в скалах на глубине 20- 30 м. Все они славятся великолепными «наскальными» рисунками, которые были выполнены различными художниками. На участке, где ветвь до станции Akalla проходит по поверхности, была построена, но никогда не открывалась станция Kymlinge – местная станция-призрак. Она, вероятно, не откроется никогда, поскольку находится теперь в природоохранной зоне, установленной властями. На синей линии расположено в общей сложности 20 станций, 19 из которых построены в скальной породе и одна находится на поверхности. Станция Vastra Skogen синей линии располагает самыми длинными эскалаторами, а Kungstradgarden — самая низкорасположенная станция Стокгольма относительно уровня моря: –29,3 м. Самый длинный перегон – 4341 м – проходит между станциями Kista и Hallonbergen».[2] Самой красивой нам показалась станция Кунстрэдгорден. «Kungstradgarden (в переводе Королевский сад) является названием парка в центральном Стокгольме. Близкое его расположение и определило название станции. Ее строительство было связано с немалыми скандалами. Один из входов было запланировано построить непосредственно в парке, а это влекло за собой вырубку большого числа старых деревьев. В июне 1970 года местное население даже подняло бунт против уничтожения древних вязов парка. Протест люди выражали, приковывая себя цепями к стволам деревьев. Только 30 октября 1977 года станция была наконец открыта. Сейчас это конечный пункт следования обоих ответвлений синей линии. Располагается в районе Norrmalm . Станция находится в скалах на глубине около 34 метров под землей. Оформлением станции занимался художник Ульрик Сэмуэльсон. Вдохновение он черпал из замечательных дворцов, расположенных в окрестностях Kungstradgarden. (Не совсем понятно только было, в каких дворцах Ульрик Сэмуэльсон почерпнул вдохновение для абстракции с многочисленными значками радиационной опасности, украшающей свод перед эскалаторами, и что он собственно хотел этим сказать? – прим. автора). Хозяином станции можно считать статую краснокожего мужчины, который олицетворяет бога войны. Также станцию украшает множество архитектурных элементов с античными мотивами».[3] По отзывам в интернете я поняла, что некоторым туристам метро Стокгольма показалось мрачноватым. На мой взгляд, это не так. Просто при помощи освещения архитекторам удалось добиться ощущения большего единения человека со станцией, лучше подчеркнуть красивый рельеф сводов и стен. А у тех, кто занимается спелеологией или диггерством, вообще в некоторых местах создаётся иллюзия пребывания в настоящей пещере. Красная и Зелёная линии наполовину наземные. На них у нас не было много времени, хотя некоторые центральные станции всё же удалось посмотреть. Эти ветки уже гораздо больше напоминают стандартную европейскую подземку. В целом, мы отметили, что Tunnelbana является образцово-показательным метро в плане чистоты, качества подвижного состава и пассажиропотока. Отсутствие толп народа, собственно говоря, позволило нам сделать интересные фотки, которые теперь размещены здесь. :) А ещё, необычно в стокгольмском метро то, что на каждой станции машинист поезда лично выходит на платформу и следит за посадкой пассажиров. (Видимо, в Швеции такая программа борьбы с заболеваниями сосудов и опорно-двигательного аппарата, что очень похвально). На изогнутых станциях также дополнительно установлены мониторы, демонстрирующие то, что происходит в конце платформы.
|
|
Объекты Конечно, о посещении каких бы то ни было подземных объектов мы не могли и мечтать, планирую поездку в Стокгольм. Однако это оказалось возможным, за что отдельное спасибо диггеру по прозвищу Mirage. Разумеется, я не буду указывать месторасположение объектов, в которых мы были. Как и в родном Волгограде, все наши вылазки проходили поздно вечером. Первая была в заброшенный тоннель, по которому когда-то осуществлялась перевозка грузов из города на корабли в порту. Примечательно, что внутри, несмотря на несметное количество граффити, мало мусора и до сих пор сохранились в целости все металлические предметы: рельсы, кронштейны и т.д. Тоннель продолжался в скале около полукилометра, затем вынырнул на поверхность. Какое-то время мы шли в темноте по заледенелым шпалам, пока не упёрлись в следующие ворота, за которыми тоннель продолжился. Где-то на его середине нам встретились огромные ворота, закрывающие проход в какое-то явно не маленькое подземное помещение. Mirage сказал, что это бомбоубежище больницы, расположенной сверху. Бродя по туннелям, мы много общались и узнали в числе прочего, что в Стокгольме диггеры тоже пользуются болторезами и называют их «универсальный ключ». :) Неожиданно для нас туннель закончился выходом на заглублённую станцию пригородного сообщения, причём действующую. Mirage предложил выйти через неё. Мы, конечно, согласились. Выброску могли немного осложнить монтеры, копошащиеся на платформе, но, к счастью, они нас либо не заметили, либо не успели среагировать. Следующим вечером состоялся осмотр двух убежищ ГО, причём первое, в которое мы попали, оказалось самым большим во всей Швеции! Его схема есть на фотографии. Mirage рассказал нам, что во время Холодной войны Швеция сильно опасалась СССР, и поэтому строила многочисленные убежища. Это очень интересно, так как в наших учебниках новейшей истории упоминание Швеции встречается крайне редко. Проще говоря, не до Швеции было тогда Советскому Союзу. Но я отвлеклась. Итак, данное трехъярусное убежище было построено в 1957 году и способно было в случае опасности вместить 20 000 человек. Кроме того, внутри есть специальные ёмкости для хранения топлива. Также убежище сообщается с T-bana, но дверь туда оказалась надёжно заперта. В данный момент убежище успешно работает как подземная парковка, так как подобное было предусмотрено конструкцией. Это является отличным примером политической дальновидности: огромный объект в любом случае не должен простаивать, хоть случись ядерная война (не дай Бог), хоть не случись. Второй бункер расположен относительно недалеко от первого. Он примечателен тем, что имеет разноуровневую систему входа-выхода, позволяющую разделить потоки людей, бегущих с разных сторон, и предотвратить давку. В настоящий момент в убежище функционирует штаб МЧС Швеции. Последним объектом, который мы посетили в Стокгольме, был метромост. Я отметила, что на протяжении всего пути по людскому ходку нам не встретилось ни одного гнилого, проржавевшего, опасного места. Везде всё было сварено на совесть и выглядело так, как будто капремонт закончился только вчера. Поэтому смотреть вниз было не страшно и даже можно было не держаться за перила (что в России, естественно, недопустимо при переходах на большой высоте). В целом, с мостика, по которому мы шли, в одном месте реально было попасть в тоннель метро. Узкая дыра в стене позволяла туда протиснуться и вывалиться прямо на рельсы. Однако перепад высот между полом нашего ходка и уровнем рельс составлял где-то метра два. Поэтому обратно вылезти было бы весьма проблематично. :) В этот раз мы решили не рисковать, представив, как будто с нами Голос Разума. P.S. Мы остались очень довольны поездкой в Стокгольм. Сейчас я даже не могу припомнить чего-то такого, что бы нам в нём не понравилось. Всё было просто замечательно! Спасибо всем диггерам и исследователям с форума http://28dagarsenare.se за предоставленную информацию! Mirage, ещё раз спасибо тебе! Да здравствует International “Union Ground Connection” 2012! 22.01.12 Aislin. |