Швеция, на поверхности и под!

Отчёт о том, как диггеры волгоградские в Стокгольме побывали и свою мечту исполнили

Арлана Экспресс
То самое спущенное колесо
Вентуха
Стрит-арт
Квадратные люки
Коты атакуют!
Стоит под миллион, а у нас таких дома две штуки!
Деловой блок
Глобен Арена
Музей современной фотографии
Ёлка. :)
Местная водяная компания
Велодорожка посреди дороги!
Стрит-арт 2
Чайка? Баклан? Альбатрос?..
Такой вот скромный королевский дворец..
Медведь ест красную рыбу :)
Улочки старого города
Рейхстаг
Велостоянка
Близ музей современного искусства
В парке Скансен
В парке Скансен
В парке Скансен
В парке Скансен, рысь!
Музей Vasa
:)
Юбилей улицы.
Концертный зал, где вручают Нобелевские премии
Лошадка с высоты теле-башни
С Какнасторнет
Зима..
Ратуша Вода отпускается по карточкам
Хрустальный фонтан
Соня, 3 шт.

Интересные факты

     В этом отчёте я не буду слишком много писать, во-первых, потому что фотографии говорят сами за себя, а во-вторых, потому что знаю – мне всё это ещё придётся переводить на английский… :)

    В целом, к поездке в Стокгольм мы со Скампом были подготовлены лучше, чем к летнему Уралу. Я не поленилась перечитать всё, что смогла найти в интернете полезного, просмотреть все карты и выбрать маршруты. Я даже выучила наизусть половину русско-шведского разговорника, но эти знания мне не пригодились, так как в Швеции все отлично говорят по-английски.

    Итак, как обычно, 31 декабря, канун Нового Года, а мы были не дома и без оливье. В данном конкретном случае мы бесцельно бродили по гигантскому зданию аэропорта Арланда, пытаясь понять, куда же делись все люди. Так вышло, что из самолёта мы вышли чуть ли не последними, поэтому все наши попутчики, видимо, уже успели покинуть аэропорт. Нам нужно было выяснить, КАК они это сделали… Я, честно говоря, была растеряна, потому что представляла себе международный аэропорт Стокгольма 31 декабря совсем по-другому: праздничные огни, огромное количество улыбающихся служащих, толпы туристов со всех концов света, шум голосов на всех языках. Однако в реальности мы слышали только эхо наших собственных шагов. Я уже боялась, не началась ли ядерная война, пока мы летели сюда, - настолько безлюдно и тихо было вокруг…

    Неожиданно мы наткнулись на лифт, над которым красовалась яркая табличка «Арланда Эскпресс». Это было как раз кстати, потому что перед отъездом я вычитала в интернете, что этот самый экспресс ходит довольно часто и позволяет добраться до центра города за 20 минут. Не задумываясь ни секунды, мы вызвали лифт и нажали соответствующую кнопку. Станция оказалась глубоко под землёй... Но вскоре наше удивление возросло ещё больше – мы своими глазами увидели два жёлтых экспресса (прямо как на картинке), необычайной красоты тоннели, вырубленные в скале, и абсолютно пустую платформу, на которой не было даже монтерской будки, не то что каких-либо служебных помещений. Думаю, не стоит уточнять, что желающих уехать, кроме нас, здесь тоже не было. Мы терпеливо ходили от одного автомата по продаже билетов к другому и никак не могли ничего понять. Минуты шли. Неожиданно абсолютную тишину разрезал звук заработавшего сзади эскалатора – на платформу спустилась девушка с чемоданами. Мы как-то сразу определили в ней соотечественницу. Так нас стало трое. Девушка сказала, что тоже ничего не понимает и хочет попасть в город. Тогда было принято решение разделиться: чтобы не пропустить ничего интересного девушка и я остались на платформе, а Скамп отправился наверх с чёткой задачей найти хоть кого-нибудь из работников аэропорта. Он вернулся через 10 минут и сообщил, что экспресс скоро поедет (как ему сказали), а билеты можно купить и непосредственно внутри. Мы стали ждать. Нарастало ощущение, что никто никуда не поедет… Я снова отправила Скампа наверх и достала фотоаппарат, чтобы запечатлеть тоннель и поезда. Пройдя вдоль всех платформы и обернувшись назад, я увидела, что на табло в кабине машиниста экспресса горит красная надпись «Out of service»… Вернулся Скамп и сказал, что поезда с пяти вечера уже не ходят. Меня очень веселила абсурдность этой ситуации, но я держалась. Когда мы уже собрались уходить, на платформу спустились двое иностранцев и на моё пространное объяснение происходящего смогли сказать только «Very interesting!» После этого мы уже не переставали неудержимо ржать.

    Все втроём мы отправились на поиски работающего информационного бюро и вскоре поиски увенчались успехом. Крайне вежливый мальчик продал нам билеты на семичасовой автобус. А вот соотечественнице пришлось не сладко: у неё были только евро, а все обменники (само собой) не работали. Её направили куда-то в другую сторону, и больше мы не виделись.

    Стоя на ветру на автобусной остановке, я пыталась справиться с картой города, прихваченной в аэропорту. Вокруг потихоньку накапливались туристы с других рейсов. Многие недоумевали по поводу Арланда Экспресса и вообще всего. Нашего автобуса всё не было. Я предложила пойти пешком (подумаешь, 40 километров), однако на это Скамп резонно заметил, что тогда у нас будет отличный шанс встретить новый год где-то в промзоне под забором.

    К остановке напротив подъехал автобус с почти полностью спущенным колесом. Скамп, как человек нетерпимый к любого рода техническим неисправностям, побежал к водителю, на ходу переводя на английский то, что он собирался сказать. Я наблюдала со стороны: водитель открыл окно, с улыбкой выслушал информацию, высунулся, посмотрел на колесо, что-то сказал, и с неизменной улыбкой закрыл окно. Когда озадаченный Скамп вернулся, я спросила: «Что он тебе ответил-то?» - Он сказал: «Is it? Oh, it's OK!» После этого мы смотрели, как автобус набивается туристами и отправляется в город… Вот, что значит – ХОРОШИЕ ДОРОГИ! Или это что-то другое значит… Не важно. Главное, после этого мы окончательно поняли, что хоть Швеция и сильно отличается от России, но безумия и здесь хватает, и поэтому почувствовали себя как дома.

    В отель до Нового Года мы попасть успели, но, скажу честно, после всего пережитого сил не было вообще. Пришлось перекусить в баре гигантским салатом и завалиться спать, не дождавшись полуночи по местному времени.

    1 января город встретил нас такой же тишиной, чистотой и безлюдностью, как и аэропорт Арланда днём раньше. Мы бродили по вымершим улицам, удивлялись огромному количеству стоящих, висящих, валяющихся везде велосипедов, разглядывали квадратные люки с эмблемами местных обслуживающих компаний и окна домов, украшенные рождественскими звёздами и горящими свечками. Было непонятно, почему вокруг не гремит музыка, не слоняются пьяные люди, не взрываются петарды, никто не орёт и не дерётся. Как так может быть?..

    Конечно, большей частью эта наша поездка носила характер официального визита для посещения музеев, осмотра достопримечательностей и знаменитого стокгольмского метро. О том, что получится совершить несколько диггерских вылазок, мы узнали только 4 числа, когда встретились с местным диггером по прозвищу Mirage. Но об этом чуть позже. Сейчас я вкратце опишу то, что нам больше всего запомнилось, что больше всего поразило в этом необыкновенном городе, и то, что нужно знать каждому туристу, отправляющемуся в Стокгольм.

•  Самое главное в высокоразвитом государстве – Вам не надо беспокоиться о наличных деньгах, карточки принимают в любом ларьке подземного перехода. Поэтому делать как мы – покупать в Сбербанке шведские кроны – совсем не обязательно.

•  В Стокгольме более 80 музеев, поэтому если Вы путешествуете без тургруппы и не хотите сойти с ума, заранее подготовьте себе программу их посещения. Мы, например, выбрали Музей транспорта (кстати, там все пояснения оказались на шведском, без английского варианта), Музей Средневековья, Музей фотографии, Музей современного искусства, Музей под открытым небом Скансен (там можно замечательно провести целый день, любуясь местной флорой, фауной и разнообразными архитектурными сооружениями, собранными по всей стране) и Музей Васа. Про Музей Васа скажу отдельно. Это очень необычный музей. Необычный потому, что это памятник шведскому упорству, трудолюбию и национальному самосознанию. Они умудрились достать со дна моря корабль, который пролежал под водой 333 года! Он затонул в 1628 году и был поднят на поверхность в 1961 году. Говорить о том, какое тогда было техническое оснащение водолазов, думаю, не стоит. Тем не менее, его успешно достали, и сейчас музей Одного экспоната влечёт миллионы туристов со всего мира.

•  В Стокгольме довольно дорогой транспорт. Поэтому для беспрепятственного перемещения по городу проще и выгоднее купить универсальные SL -карточки, что мы и сделали в первый же день. Однако следует знать, что данные карточки были введены в использование относительно недавно, в связи с чем иногда они сильно глючат. Если Вы вдруг оказались в такой ситуации (например, купили карточку на неделю, а на третий день использования она уже отказывается работать), смело отправляйтесь на станцию Кунстрэдгорден (конечная Синей ветки), ищите там монтера-Индуса, который сочувственно скажет: «Вы из России? А я из Индии. Ну как вам здесь?» - и перепрограммирует Ваши карточки :) А вообще, чтобы они меньше гребли, надо их прикладывать к сенсору, а не проносить над ним, как делают многие местные.

•  По поводу метро – система отнюдь не простая. Веток, вроде, всего три, но они разделяются. Мы далеко не сразу поняли, что стоя на платформе нужной ветки, нужно не только определить, в какую сторону ехать, но ещё и чётко знать конечную станцию для той линии, на которой находится нужная остановка. В помощь пассажирам – информационные табло. Главное – выучить названия, а в идеале – научиться воспринимать их на слух.

•  Снова по поводу метро. Контактный рельс в Туннельбане (это, собственно, название стокгольмского метрополитена) расположен с другой стоны. Поэтому если Вы в пьяном бреду или просто по неосторожности вдруг оказались на рельсах – смело закатывайтесь под платформу!

•  А теперь информация специально для диггеров. Сначала мы недоумевали, почему на станциях нет полиции. Оказалось, есть. Просто в штатском. Поэтому прыгать с платформы и с радостными криками бежать в тоннель – не лучшая идея. :)

•  В Стокгольме совсем нет бездомных кошек и собак. Для них существуют специальные приюты. Зато по каналам плавает очень много уток-попрошаек. Так что, собираясь гулять по набережной, захватите с собой булочку.

•  В Стокгольме находится самая большая в мире сферическая конструкция – Globen Arena. На неё обязательно нужно посмотреть. А ещё лучше – прокатиться по внешней стене на небольшой обзорной капсуле в ясную солнечную погоду. Хотя гораздо более эффектный вид на город открывается не отсюда, а с телевышки Какнесторнет (155 метров), сам процесс катания на капсуле стоит того, чтобы добраться до Globen Arena.

•  Отдельно хочется остановиться на такой теме, как вручение Нобелевских премий. Все знают, что они вручаются в Стокгольме, но не каждый знает, где именно. Перед нашим отъездом моя мама дала нам очень ответственное задание: обязательно найти место, где проходит церемония вручения Нобелевских премий и сфотографировать его. Мы приложили немало усилий, чтобы поручение выполнить, потому что, будучи дома, не побеспокоились найти адрес в интернете. А в итоге вообще выяснилось, что этих мест два… Для таких же как мы объясняю: первое место – это городская ратуша (City Hall) на острове Кунгсхольмен (там проходит приватная церемония с банкетом в присутствии королевской семьи); второе место – это Центральный концертный зал (Konserthuset) на площади Хёторгет (там происходит непосредственно процесс награждения лауреатов). Вот так. Кстати, на той же площади, прямо перед Концертным залом, днём располагается замечательный рынок-барахолка, где можно за минимальную плату купить какую-нибудь неадекватную раритетную вещицу, что гораздо интереснее, чем приобретать сувениры в сувенирной лавке.

•  И, само собой, не стоит забывать про Старый Город – это то самое место, ради которого половина туристов приезжает в Стокгольм. Уютные узкие улочки, булыжные мостовые, старинные здания… Даже человеку далёкому от архитектуры будет приятно там погулять. Поэтому рекомендуем. Может быть, Вам даже повезёт не меньше, чем нам, и Вы сможете увидеть душераздирающую композицию на заднем дворике Королевского Дворца: «Белый медведь, жующий красную рыбу на мусорке» (но я думаю, её скоро уберут).

    В завершение этой темы скажу, что в день отъезда нам всё-таки удалось покататься на Арланда Экспрессе. Максимальная скорость, которую мы видели на табло, составила 196 км/ч . Он домчал нас до аэропорта за 20 минут. Таким образом, программа максимум для этой поездки оказалась выполнена. А теперь перейдём к самому интересному.

 

   

  

TUNNELBANA (T-Bana)

  Tunnelbana, а точнее фотографии оттуда, размещённые у кого-то в LiveJournal, стали главной причиной нашего визита в Стокгольм. Посещение туннельбаны превратилось в навязчивую идею, мечту.

    «Стокгольмский метрополитен – единственный в Швеции. Его называют «самой длинной художественной галереей в мире».

    Решение о постройке метрополитена было принято в 1941 году. Были построены подземные трассы с близким к метро стандартом, но первоначально они были использованы под скоростные трамваи.

    Владельцем является компания SL. Система включает 100 станций на трёх ветвящихся линиях, общая протяженность которых составляет 105,7 км . 47 станций подземные, 53 станции наземные или надземные. Движение на линиях левостороннее, поскольку к моменту открытия метро в Швеции было левостороннее движение.

    Но главное в стокгольмском метро – это дизайн. Каждая линия (всего их три – «зеленая», «красная», «синяя») оформлена по-своему. Здесь и сказочные гроты, и греческие скульптуры, и уголки классической архитектуры, и настенные рельефы, и мозаика и даже видео-инсталляции, поп-арт (на одной из станций к потолку прибиты огромные башмаки), фонтаны и ручьи. В метро часто устраиваются выставки. Свои работы стокгольмскому метро предоставляют несколько сотен художников. Раньше государство ежегодно инвестировало в подземную галерею около $1,5 млн.

    Наиболее старая ветвь метро — зеленая, а синяя — наиболее живописная».[1]

    Мы посвятили метро отдельный день и проехали по всей синей ветке, выходя на каждой станции. Это было просто необыкновенное путешествие! Нас настолько поразили необработанные скальные своды, вода, струящаяся по стенам, приглушённое освещение на платформах, скульптурные композиции, мозаики, рисунки, что мы потом долго не могли прийти в себя. Я даже во сне видела станции туннельбаны и её тоннели, которые, кстати, благодаря способу прокладки динамитом, не ограничены в пространстве и форме (в отличие от наших тюбинговых). На некоторых перегонах стокгольмского метро ветки пересекаются, проходят одна над другой или параллельно друг другу, после чего расходятся. Перед станцией Гамла Стан (если я не ошибаюсь) мы наблюдали, как наш поезд соревновался с другим поездом в скорости. Казалось, это фрагмент какого-то фантастического фильма!

    «Bla Linjen (Синяя линия) — самая молодая и самая красивая линия стокгольмского метро. Первый ее участок был открыт в 1975 году. За исключением участков вблизи станции Kista, эта линия полностью подземная, и все станции были вырублены в скалах на глубине 20- 30 м. Все они славятся великолепными «наскальными» рисунками, которые были выполнены различными художниками. На участке, где ветвь до станции Akalla проходит по поверхности, была построена, но никогда не открывалась станция Kymlinge – местная станция-призрак. Она, вероятно, не откроется никогда, поскольку находится теперь в природоохранной зоне, установленной властями.

    На синей линии расположено в общей сложности 20 станций, 19 из которых построены в скальной породе и одна находится на поверхности. Станция Vastra Skogen синей линии располагает самыми длинными эскалаторами, а Kungstradgarden — самая низкорасположенная станция Стокгольма относительно уровня моря: –29,3 м. Самый длинный перегон – 4341 м – проходит между станциями Kista и Hallonbergen».[2]

    Самой красивой нам показалась станция Кунстрэдгорден. «Kungstradgarden (в переводе Королевский сад) является названием парка в центральном Стокгольме. Близкое его расположение и определило название станции. Ее строительство было связано с немалыми скандалами. Один из входов было запланировано построить непосредственно в парке, а это влекло за собой вырубку большого числа старых деревьев. В июне 1970 года местное население даже подняло бунт против уничтожения древних вязов парка. Протест люди выражали, приковывая себя цепями к стволам деревьев.

    Только 30 октября 1977 года станция была наконец открыта. Сейчас это конечный пункт следования обоих ответвлений синей линии. Располагается в районе Norrmalm . Станция находится в скалах на глубине около 34 метров под землей.

    Оформлением станции занимался художник Ульрик Сэмуэльсон. Вдохновение он черпал из замечательных дворцов, расположенных в окрестностях Kungstradgarden. (Не совсем понятно только было, в каких дворцах Ульрик Сэмуэльсон почерпнул вдохновение для абстракции с многочисленными значками радиационной опасности, украшающей свод перед эскалаторами, и что он собственно хотел этим сказать? – прим. автора). Хозяином станции можно считать статую краснокожего мужчины, который олицетворяет бога войны. Также станцию украшает множество архитектурных элементов с античными мотивами».[3]

    По отзывам в интернете я поняла, что некоторым туристам метро Стокгольма показалось мрачноватым. На мой взгляд, это не так. Просто при помощи освещения архитекторам удалось добиться ощущения большего единения человека со станцией, лучше подчеркнуть красивый рельеф сводов и стен. А у тех, кто занимается спелеологией или диггерством, вообще в некоторых местах создаётся иллюзия пребывания в настоящей пещере.

    Красная и Зелёная линии наполовину наземные. На них у нас не было много времени, хотя некоторые центральные станции всё же удалось посмотреть. Эти ветки уже гораздо больше напоминают стандартную европейскую подземку.

    В целом, мы отметили, что Tunnelbana является образцово-показательным метро в плане чистоты, качества подвижного состава и пассажиропотока. Отсутствие толп народа, собственно говоря, позволило нам сделать интересные фотки, которые теперь размещены здесь. :)

    А ещё, необычно в стокгольмском метро то, что на каждой станции машинист поезда лично выходит на платформу и следит за посадкой пассажиров. (Видимо, в Швеции такая программа борьбы с заболеваниями сосудов и опорно-двигательного аппарата, что очень похвально). На изогнутых станциях также дополнительно установлены мониторы, демонстрирующие то, что происходит в конце платформы.

 

 


Схема 4-х уровневой станции
Метрополитен Стокгольма
Метрополитен Стокгольма
Тоннель..
Галоши :)
Метрополитен Стокгольма
Метрополитен Стокгольма
Метрополитен Стокгольма
Метрополитен Стокгольма
Лошадки в метро
В музее метро
Метрополитен Стокгольма
Метрополитен Стокгольма
Метрополитен Стокгольма
Метрополитен Стокгольма
Метрополитен Стокгольма Метрополитен Стокгольма Метрополитен Стокгольма
Метрополитен Стокгольма

 

Тоннель
Мираж. :)
Переход в действующую ветку
Переход в действующую ветку
Убежище
Убежище
Убежище
Убежище
Убежище
Убежище
Метромост
Метромост
Метромост
Метромост
Метромост

Объекты

    Конечно, о посещении каких бы то ни было подземных объектов мы не могли и мечтать, планирую поездку в Стокгольм. Однако это оказалось возможным, за что отдельное спасибо диггеру по прозвищу Mirage.

    Разумеется, я не буду указывать месторасположение объектов, в которых мы были.

    Как и в родном Волгограде, все наши вылазки проходили поздно вечером. Первая была в заброшенный тоннель, по которому когда-то осуществлялась перевозка грузов из города на корабли в порту. Примечательно, что внутри, несмотря на несметное количество граффити, мало мусора и до сих пор сохранились в целости все металлические предметы: рельсы, кронштейны и т.д. Тоннель продолжался в скале около полукилометра, затем вынырнул на поверхность. Какое-то время мы шли в темноте по заледенелым шпалам, пока не упёрлись в следующие ворота, за которыми тоннель продолжился. Где-то на его середине нам встретились огромные ворота, закрывающие проход в какое-то явно не маленькое подземное помещение. Mirage сказал, что это бомбоубежище больницы, расположенной сверху.

    Бродя по туннелям, мы много общались и узнали в числе прочего, что в Стокгольме диггеры тоже пользуются болторезами и называют их «универсальный ключ». :)

    Неожиданно для нас туннель закончился выходом на заглублённую станцию пригородного сообщения, причём действующую. Mirage предложил выйти через неё. Мы, конечно, согласились. Выброску могли немного осложнить монтеры, копошащиеся на платформе, но, к счастью, они нас либо не заметили, либо не успели среагировать.

    Следующим вечером состоялся осмотр двух убежищ ГО, причём первое, в которое мы попали, оказалось самым большим во всей Швеции! Его схема есть на фотографии. Mirage рассказал нам, что во время Холодной войны Швеция сильно опасалась СССР, и поэтому строила многочисленные убежища. Это очень интересно, так как в наших учебниках новейшей истории упоминание Швеции встречается крайне редко. Проще говоря, не до Швеции было тогда Советскому Союзу. Но я отвлеклась. Итак, данное трехъярусное убежище было построено в 1957 году и способно было в случае опасности вместить 20 000 человек. Кроме того, внутри есть специальные ёмкости для хранения топлива. Также убежище сообщается с T-bana, но дверь туда оказалась надёжно заперта. В данный момент убежище успешно работает как подземная парковка, так как подобное было предусмотрено конструкцией. Это является отличным примером политической дальновидности: огромный объект в любом случае не должен простаивать, хоть случись ядерная война (не дай Бог), хоть не случись.

    Второй бункер расположен относительно недалеко от первого. Он примечателен тем, что имеет разноуровневую систему входа-выхода, позволяющую разделить потоки людей, бегущих с разных сторон, и предотвратить давку. В настоящий момент в убежище функционирует штаб МЧС Швеции.

    Последним объектом, который мы посетили в Стокгольме, был метромост. Я отметила, что на протяжении всего пути по людскому ходку нам не встретилось ни одного гнилого, проржавевшего, опасного места. Везде всё было сварено на совесть и выглядело так, как будто капремонт закончился только вчера. Поэтому смотреть вниз было не страшно и даже можно было не держаться за перила (что в России, естественно, недопустимо при переходах на большой высоте). В целом, с мостика, по которому мы шли, в одном месте реально было попасть в тоннель метро. Узкая дыра в стене позволяла туда протиснуться и вывалиться прямо на рельсы. Однако перепад высот между полом нашего ходка и уровнем рельс составлял где-то метра два. Поэтому обратно вылезти было бы весьма проблематично. :) В этот раз мы решили не рисковать, представив, как будто с нами Голос Разума.

    P.S. Мы остались очень довольны поездкой в Стокгольм. Сейчас я даже не могу припомнить чего-то такого, что бы нам в нём не понравилось. Всё было просто замечательно!

    Спасибо всем диггерам и исследователям с форума http://28dagarsenare.se за предоставленную информацию! Mirage, ещё раз спасибо тебе! Да здравствует International “Union Ground Connection” 2012!

22.01.12

Aislin.

 

Дополнительные фотографии вы можете посмотреть на этой странице нашего фотоальбома