Экспедиции

Воронцовские пещеры, каньон реки Кудепста, водопад Пасть Дракона

Путешествие по окрестностям Адлера (2019)

«Монастырь – Пасть Дракона – Древняя крепость – Роща очищения – Монастырь»

В этот день мы решили пройти маршрут «Пасть дракона», который начинается от остановки Монастырь (трасса Адлер – Красная поляна). Машину припарковали на площадке около моста через речку Мзымту. Оттуда пошли пешком. Мост оказался пешеходным: на автомобиле там бы в любом случае проехать не удалось. В районе моста мы встретили группу туристов, готовящихся к сплаву. Сразу за мостом дорога свернула вправо. Какое-то время мы двигались вдоль железнодорожного полотна. Затем, по стрелкам, свернули налево, под железнодорожные пути. Дальше нас ждал милый качающийся мостик через приток Мзымты – Глубокий Яр.

Заплатив 200 рублей за двоих на КПП, мы свернули налево, к водопаду Пасть Дракона. Тропинка туда благоустроена: есть перила, ступени, деревянный настил. Расстояние до водопада совсем небольшое. Идя по тропе, мы не встретили ни одного человека. Начинался лёгкий дождик.

Маршрут закончился металлическим ограждением с предупреждающими табличками: «Дальше проход запрещён!». Однако из путеводителя «Большой Сочи. Уникальный путеводитель по пешеходным маршрутам» мы знали, что самое интересное начинается как раз за этими табличками – пещера Пасть Дракона, скрытая за водопадом!

Вдруг сзади раздались голоса, и на площадку рядом с нами вывалила организованная толпа туристов. Они начали яростно селфиться, толкаясь, ругаясь и принимая самые немыслимые позы. Мы хотели сначала переждать, чтобы не перелезать через забор на глазах у 35 человек, но вскоре поняли, что ждать можно целый час. Тогда, сняв рюкзаки, мы протиснулись между прутьями ограждения и начали оперативно перебираться по камням к озеру под водопадом. Дождь тем временем усиливался. Камни стали невероятно скользкими. Каждую секунду мы рисковали соскользнуть в ледяную воду. Самым сложным испытанием стала последняя вертикальная каменная стенка, имеющая хорошие выступы и в сухую погоду, безусловно, не представляющая никаких трудностей… А вот в дождь штурмовали мы её очень медленно и осторожно, так как падать на камни, даже с полутораметровой высоты, крайне неприятно.

Надо сказать, что туристы-селфисты за нами не последовали. Видимо, страх навернуться и намочиться взял верх над жаждой получить эксклюзивное фото. За каменной стенкой нас ждало озеро, наполняемое бушующим потоком, вытекающим из узкого входа пещеры. Заранее предполагая такой вариант, мы взяли с собой бахилы ОЗК. Скамп обулся и пошел на разведку, прощупывая дно впереди штативом. К сожалению, уровень воды оказался значительно выше, чем хотелось бы. Бахилы там были бесполезны. Могла бы помочь Элька (костюм Л-1), но, естественно, такого у нас с собой не было...

Пришлось идти назад. Пещеру, которая, согласно путеводителю, имеет протяжённость около 1000 метров, посмотреть не удалось. Зато мы сделали несколько очень красивых кадров под водопадом и около него. В жаркую и сухую погоду, вероятно, можно штурмовать эту пещеру вброд, а потом сушить вещи на солнышке. Как-нибудь стоит попробовать.

Тем временем, мы снова вернулись на маршрут «Пасть дракона», прихватив с собой большую и прочную палку, на которую удобно было опираться на скользкой тропе. Туристов уже не было, и мы спокойно дошли до КПП. Охранник мирно спал под шум дождя. А нам хотелось ещё погулять, так как мы рассчитывали больше времени провести в пещере, и совсем не устали. Наш волшебный путеводитель сообщал, что вправо от КПП уходит тропа, ведущая к развалинам крепости 9-10 века. Спросить было не у кого. Мы походили вокруг да около и нашли что-то отдалённо напоминающее тропинку, круто забирающую в гору. Решили попробовать подняться по ней...

Положа руку на сердце, могу сказать, что следующие 400-500 метров были самой сложной и страшной частью нашего похода. Безусловно, из-за дождя. Тропа существовала, но явно была полузаброшена, красные маркеры наблюдались только в её начале, никаких ступеней и ограждений там не было и в помине. При этом мы карабкались по грязи и мокрым камням вдоль практически отвесного склона. Пару раз мне казалось, что дальше идти вообще невозможно, и сейчас мы кубарем полетим прямо в Мзымту. Было страшно при мысли, что обратно спускаться надо будет здесь же.

В общем, я никому не советую этот маршрут в мокрую погоду. Это реально опасно, хоть и очень красиво. Преодолев, наконец, этот непростой подъём, мы вышли к развалинам древнего храма-крепости. Сейчас там есть деревянные скамейки и заботливо оставленные кем-то карематы. На алтаре установлены иконы. Вокруг развалин и местами прямо на них растут невероятно красивые сиреневые колокольчики (жаль, я не знаю правильного их названия).

Из путеводителя мы знали, что от крепости вдоль русла реки идёт двухкилометровая тропа, по которой можно добраться до верховья водопада. Учитывая опыт нашего печального подъёма и бросив взгляд на эту тропу, рисковать жизнью мы не стали. Нам ещё предстоял адский спуск…

Неожиданно, обходя крепость по периметру, мы заметили широкую натоптанную тропу куда-то вправо, в направлении Мзымты. На карте её не было. Выглядела тропа очень приятно: гораздо надёжнее той дорожки, по которой мы взбирались. Недолго думая, мы решили рискнуть и пойти по ней. Всё лучше, чем кубарем с горы!

Дождь всё усиливался. Одежда вымокла насквозь. Местами из-за влажности было трудно дышать. Но тропа радовала нас своей шириной и надёжностью. По пути встречались жёлтые таблички с названиями деревьев и кустарников: «Дуб», «Самшит», «Липа», «Кизил» и другие. Кое-где мы останавливались и делали фотографии несмотря на дождь – уж очень красивые там места!

Наконец, тропа пошла резко вниз. Мы миновали табличку «Роща очищения» и вскоре вышли к какой-то турбазе с небольшим озерцом. Там нас встретил большой добродушный чёрный пёс. А мы были невероятно счастливы, что спустились к цивилизации, и что не пришлось идти назад и в потоках грязи катиться вниз к КПП. Но это мы ещё просто не знали, что нас ждёт впереди…

Скамп нашёл в кустах работника турбазы и спросил, как нам лучше выбраться на трассу. Ответ был - вам направо, а потом вдоль железки, и там выйдете. И всё бы так и было, если бы не ливень. Дорогу под железнодорожным полотном размыло так, что идти приходилось, увязая в грязи, прыгая между камнями, продираясь через кусты – там, где по камням уже не получалось. Пёс всё время был рядом и направлял нас на маршруте. Было заметно, что он тут туристов провожает не в первый раз. На середине пути нам навстречу проехала группа тех самых селфи-туристов. Теперь они были на квадроциклах, но такие же промокшие, как и мы.

Мы шли вдоль железнодорожного полотна и немного переживали о том, как будем переходить речку, уровень воды в которой, также как и на дороге, повышался на глазах. В одном месте мы преодолели глубокий ручей по бревну, а наш смешной чёрный спутник прыгнул с камня на другой берег как легкоатлет-олимпиец.

Наконец, дорога упёрлась в насыпь железнодорожного тоннеля. Мы свернули налево и через кусты вышли прямо в каменистое русло Мзымты. Слава богу, уровень реки ещё не успел так подняться, чтобы там нельзя было пройти. Мы прыгали с камня на камень и в итоге оказались в том самом месте, откуда начали свой путь к водопаду – у КПП. Перекусить решили прямо под железнодорожным мостом – там было сухо, по крайней мере. Пёс получил свою заслуженную порцию сырокопчёной колбасы и был очень доволен. Вот такой получился у нас поход одного дня. Интересный, местами опасный, насыщенный и с хорошим концом. Шагомер показал 14000 шагов.

Маршрут рекомендуем к посещению. Особенно в сухую погоду и с костюмом Л-1 для пещеры.

«Каньон реки Кудепста»

Каньон Кудепсты считается одним из самых красивых во всём Сочинском Национальном парке. Естественно, мы не могли упустить возможность пройти этот маршрут!

День выдался пасмурным, безветренным, жарким. Мы выехали из дома примерно в 10 утра. По пути к посёлку Красная Воля пару раз заблудились на развязках, так как поленились взять с собой нормальный навигатор, а телефон постоянно терял спутники. В итоге, на финальном перекрёстке, где нужно было свернуть круто влево, мы проехали прямо, хотели развернуться, но телефон неожиданно перепроложил маршрут и сказал, что эта дорога тоже ведёт туда, куда нужно. Мы радостно покатили по грунтовке вверх. Однако с каждой минутой дорога становилась всё хуже и хуже, петляя среди ежевичных кустов и лесных зарослей. Местами колеи были уже настолько глубокими, что сеяли в нас некоторые сомнения…

Наконец, мы всё же добрались до пункта назначения, но могу с уверенностью сказать, что без внедорожника на эту грунтовку лучше не выезжать и ехать по асфальту, поворот на который мы тогда благополучно пропустили.

Внутри посёлка мы сориентировались по нашему пешеходному путеводителю и с улицы Володи Ульянова вышли на грунтовку, круто спускающуюся к руслу реки. По ней мы шли довольно долго: гладкие камни были сырыми и очень скользкими из-за постоянных дождей в этом месяце. Внизу около воды нас вообще ожидало огромное грязевое болото, поэтому мы свернули направо и обошли его по большой дуге вдоль русла реки и затем через мшистый самшитовый лес. По количеству ежевики вокруг было понятно, что на этом маршруте туристов не так уж много. Подкрепившись ягодами, мы, наконец, вышли к поляне с купелью, откуда начинается маршрут по каньону. Там не было ни души. Мы наслаждались созерцанием прозрачной бирюзовой воды, цветных полос известняка и причудливых форм, которые вода сумела придать камням за долгие столетия своего течения между скалами.

Дальше нужно было искать маркированную тропу по левой стороне каньона против течения реки. Нам это удалось, хоть и не сразу. Тропа сильно заросла. Местами приходилось в прямом смысле продираться через колючие кусты и ветки деревьев. Было ясно, что на этот маршрут (в отличие от Пасти Дракона) толпы туристов не выходят.

Через некоторое время мы вышли к небольшому гроту, отмеченному в путеводителе. Там можно комфортно переждать дождь или просто отдохнуть. Но мы не стали долго задерживаться: в этом месте было невероятно душно. Воздух казался горячим, плотным и влажным, как в бане. В какой-то момент у меня появилось ощущение, что я вдыхаю воду… Хотелось скорей спуститься ближе к прохладной воде.

К счастью, дальше тропа начала спускаться вниз. Мы снова оказались на дне каньона. Там дышать было легче.

Каждый следующий поворот открывал нам новые потрясающие виды. Мы провели много времени за фотографированием. Шли очень медленно. Наконец, я прочла слабо различимую красную надпись на большом плоском камне: «Конец маршрута».

Дальше каньон становился ещё уже и отвеснее и был практически непроходим. Чтобы не намочить обувь, мы разулись и ещё метров сто – сто пятьдесят шли вперёд босиком. Остановились в тот момент, когда идти стало совсем трудно. Тем более наш путеводитель сообщал, что впереди нас ждут лишь непроходимые завалы.

Назад возвращались тем же маршрутом до стартовой поляны с купелью. Там уже были туристы. Многие купались. Мы пообедали на большом камне у воды и двинулись дальше по верхней тропе, на которой должно было быть ответвление к пещере святой Девы Марии.

К сожалению, никакой пещеры мы не нашли. Да и тропу быстро потеряли: маркеры встречались лишь в самом её начале. Дальше дорожки начали расходиться, лес стал реже. Мы уже просто шли к вершине горы в сторону Красной Воли. Неожиданно путь нам преградил железный забор… В путеводителе об этом не было ни слова. Видимо, забор возник не так давно. К счастью, в нём обнаружилась дырка, через которую мы и зашли на территорию то ли пасеки, то ли ещё чего-то.

Идти в сумерках по чьей-то частной собственности было не очень комфортно, но за неимением другого выбора мы двигались вперёд. В итоге, мы оказались на окраине посёлка и довольно быстро вышли к машине. На этом наше потрясающее путешествие по Кудепсте закончилось.

Маршрут рекомендуем к посещению, но только в плотных брюках, в обуви с хорошим протектором и, желательно, в не слишком жаркую погоду.

«Воронцовские пещеры – Калиновое озеро – Три ключа »

День нашей поездки в Воронцовские пещеры выдался пасмурным и дождливым. На этот раз не заблудившись, мы прибыли в село Воронцовка. По пути, кстати, заехали на чайные плантации «Хоста чай» в районе посёлка Калиновое озеро. (Там есть чайный дом, где можно продегустировать чай, пофотографироваться и купить чай себе или в подарок). Дорога на Воронцовку была в некоторых местах довольно сильно размыта: большие туристические автобусы по ней проехать не могли. Поэтому, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Мы оказались в Воронцовке практически единственными желающими посетить пещеры.

От парковки к пещерам дорога довольно круто поднимается вверх. В самом начале экотропы нужно заплатить 100 рублей за проход на территорию природного парка. Дальше по пути встречаются лавочки, урны, информационные таблички. Идти до основного входа - 1200 метров. Когда мы были примерно на середине пути, пошёл дождь. Пришлось одевать дождевики. В них шагать на горку было крайне жарко и печально. Мы периодически останавливались, чтобы отдышаться. Однако после каньона Кудепсты это состояние нехватки воздуха, когда кажется, что вдыхаешь воду, было нам уже знакомо и привычно.

Наконец мы добрались до кафе, за которым асфальтовая дорога заканчивалась, и начиналась каменная лестница с жёлтыми перилами. Дождь тем временем превратился в настоящий ливень. Мы не стали терять время и поспешили дальше по камням, стараясь не упасть в грязь.

У входа в Большую Воронцовскую пещеру находится касса. Вход стоит 350 рублей с человека. Кроме нас там не было никого, поэтому экскурсовод просто выдал нам билеты и сказал идти по оборудованной тропе. Мы были счастливы!

Внутри пещеры стоял водяной туман из-за ручья, который в сухую погоду пересыхает, а в дождливую превращается в стремительный поток, бурлящий среди камней.

Мы не старались придерживаться тропы и сворачивали туда, куда нам нужно. Красивая разноцветная подсветка пещеры позволяет делать фотографии даже без штатива, но мы всё же решили его развернуть, благо никаких толп туристов вокруг не было. Один раз мы слышали голоса впереди, но людей так и не встретили.

К слову, Воронцовская система пещер просто огромная! Её протяжённость на сегодняшний день составляет 11 720 метров. В эту систему входят пещеры Воронцовская, Лабиринтовая, Кабаний провал и Долгая. Все они соединены между собой сифонами. Южная часть Воронцовской пещеры известна многочисленными находками времён Палеолита и Неолита.

Из туристической части Большой Воронцовской пещеры, немного не доходя до Эстрадного зала, вправо уходит узкий глинистый лаз, откуда веет холодом, - это проход в основную часть пещеры. Но для её посещения уже нужна нормальная диг-одежда или спелеокомбез. В джинсах и дождевиках мы туда сунуться не рискнули.

Выйдя из пещеры, мы решили свернуть не налево – обратно к кассе, а направо – на едва приметную тропинку вдоль склона. Идя по ней, мы обнаружили ещё несколько входов в пещеру. В итоге, тропа вывела нас из леса к месту между последней кафешкой и мостиком с жёлтыми перилами. То есть, зная этот путь заранее, можно заходить в Воронцовскую, минуя кассу.

После пещеры мы решили пообедать где-нибудь в красивом месте. Например, близ Калинового озера. По пути туда нас застопила женщина, которая никак не могла уехать из Воронцовки – автобусы-то застряли на полпути. Ей как раз нужно было в Калиновое озеро. Женщина рассказала нам, что в последнее время в горах часто встречаются медведи, и поэтому ходить одной вдоль трассы страшно…

Калиновое озеро мы нашли не сразу. Оно оказалось маленьким искусственным водоёмом, созданным для нужд чайных плантаций, окружённым по периметру домами местных жителей. Обедать там было негде. И мы решили свернуть налево. Адский грунтовый спуск привёл нас к какому-то заброшенному зданию, назначение которого так и осталось для нас не до конца понятным. Там мы припарковались и поели поблизости, на берегу ручейка, бегущего вниз от озера. Я нашла и сорвала несколько ягод дюшенеи (о том, что это можно есть и как это называется, мы тоже узнали из путеводителя). Дюшенея (или лапчатка индийская) на вид похожа на землянику, но вкуса практически не имеет.

Основательно перекусив колбасой, мы решили разведать местность ниже по течению ручья. И там оказалось очень красиво! Дорога спускается в мшистый редкий лес, по которому бегут сразу несколько ручьёв. Это место, как потом выяснилось, называется «Три ключа». После дождя там нелегко передвигаться: почва то и дело норовит уйти из-под ног. Но в сухую солнечную погоду там было бы очень здорово погулять, тем более что эта тропа в итоге должна вывести к гроту Барибана. Я думаю, в следующий раз мы туда обязательно доберёмся.

Этот маршрут лучше проходить в сухую погоду, обязательно с фонариками, теплыми куртками и в удобной одежде.

Дополнительные фото из этой поездки доступны в нашем фотоальбоме!