Экспедиции

Пещера Студенческая

Рваный мини-отчёт.

Дядя Скамп уже стал старенький, чтобы писать огромные отчёты о привычных маршрутах. Так что читайте что вышло.

Начало стандартное. Заломало меня, захотелось в большую подземлю. Решил – Баскунчак. Кинул клич по ближнему кругу – как обычно, поехать не смог никто, и меня выручили люди, с которыми вижусь раз в год, и то – только в таких внезапных поездках. На этот раз таким человеком-выручалочкой стала Ксендрик, с которой мы уже экстремально ездили ранней весной прошлого года, когда пришлось пройти 10 километров в густом тумане почти что по колено в смеси грязи и снега. Но не буду повторяться и обращусь к делам текущим.

Дорога к пещерам не обошлась без странностей – сначала я встретил товарища, которого не видел без малого 10 лет, и мы даже минут 20 не могли вспомнить, откуда друг друга знаем. А где-то недалеко от Волжского в вагон подсела половина цыганского табора, причём среди прочего они перевозили в больших сумках кур, которые своим кудахтанием вызывали живой интерес половины вагона. Пять часов пути пролетели незаметно, мы на нужной станции, выгружаемся, и вдруг замечаем, что за нами идут парень с девушкой. Хотя на них не было рюкзаков, мы как-то сразу определили в них туристов, познакомились. Оказалось, что они из Москвы, приехали посмотреть на гору Богдо и озеро Баскунчак. Обменявшись контактами, мы разошлись – они в город, искать ночлег, а мы в ночную степь…

Пограничников обошли без особых приключений. На мне был довольно тяжёлый рюкзак (27 кило), и я решил не закладывать такой огромный крюк, который у меня получился в прошлый поход в эти места, и в итоге мы прошли метрах в 700-ста от вагончика с пограничниками под почти полной луной. Но нам повезло, в бинокль этот сектор никто не осматривал, и мы проскочили. Вышли на большак, один раз убегали от машины, но в целом дошли без неприятностей.

Подошли ко входу, начали спуск. Я опробовал новый метод уберегания рюкзаков от грязи во время их протаскивания к ПБЛ – одевание на них мешков для мусора. Полевые испытания показали, что метод сам по себе заслуживает дальнейших изысканий, но нужны более плотные мешки. И вот, мы в ПБЛ, в малом спальном зале. Раскладываемся, едим, засыпаем. Спали часов восемь, за это время я несколько раз слышал голоса в большом спальном зале. Я подумал, что это привели экскурсантов, как уже бывало не раз. Но я ошибался. Люди полезли к нам! Увидев нас, они как-то испуганно отступили и более не возвращались. Я, было, понадеялся, что они такие же «дикие спелеологи» как и мы, но я опять ошибся – через час к нам пролез Сын (это фамилия в прошлом егеря, а теперь начальника заказника). Он сразу узнал во мне рецидивиста, забрал паспорта, велел выбираться на поверхность. Надо сказать, что действовал он не злобно, но непрекословно. Вылезли. Рядом с воронкой входа стоял УАЗ-ик Сына и автобус с кучей народа. Жара просто дикая, мне сразу поплохело.

Как оказалось, с пещерой Студенческой теперь всё плохо для нас. Контроль ужесточается, охраной пещеры будет заниматься частное охранное предприятие, а те люди, что увидели нас в малом спальном зале – будущие проводники для экскурсий. И теперь при обходах будут проверять и тот зал, где нас обнаружили, хотя раньше мы благополучно пересиживали там. Не повезло, что уж говорить, и место загубили..

Сын начал заполнять протоколы административного нарушения. Неприятно, но полбеды – придёт решение суда по прописке и по месту работы (последнее для меня сейчас ой как нежелательно), заплачу штраф и забуду. Но самое плохое было в том, что он собрался повезти нас к пограничникам – а это уже попахивало жареным. Мы были в запретной пограничной зоне без разрешений, и они запросто могли задержать нас на несколько суток «до выяснения», да и на работу потом мне бы пришла намнооого более грозная бумажка, и я вполне мог бы вылететь из того тёплого места, куда сейчас устроился. В общем, поехали мы на машине, а в голове у меня каша… По дороге разговорились, нашлись общие знакомые, к тому же он видел, что мы внутри не сорили и вообще вели себя нормально. Всё это вкупе с нашей просьбой возымело действие – начальник заказника сжалился (денег мы ему не платили) и отвёз нас за 10 километров от пещеры, в небольшой грот, рассказал немало интересных вещей и уехал. За что ему огромное спасибо.

После первого облегчения меня накрыла жара – зной стоял просто дикий, мы забежали в грот, внутри было примерно +12, и только внутри, посидев в майке минут десять, я почувствовал себя более-менее нормально. Терморегуляция вообще ни к чёрту.

Надо сказать, что около этого грота мы нашли немало интересного – старинное казахское кладбище с капищами и крестом с арабской вязью (раньше у казахов не было своей письменности, и они писали на арабском), ещё парочку небольших гротов с озерцом, ну и конечно само солёное озеро Баскунчак. Днём всё больше отсиживались внутри, так как меня на жаре начинало неимоверно плющить. Ночевали на поверхности посреди степи, без палатки, причём прямо в разгар беседы мы стали свидетелями практически полного лунного затмения! Надо сказать, что это уже моё третье почти полное лунное затмение, которое я встречаю в походах.

Подробно об этом периоде писать не могу – мы всё время то валялись в гроте, то бродили неподалёку, то фотографировали. Результат вы можете увидеть ниже и в фотогалерее.

Настало время уходить. Так как я знал наше местоположение только примерно, я оставил в качестве резерва три часа, в итоге у нас как раз оставались эти три часа, а до вышек станции было уже рукой подать. Мы решили подремать часок. Расстелили коврики посреди степи, легли. Я ещё тогда заметил, что неподалёку маячит какой-то забор. Ну, забор и забор, подумал я, мало ли, огромный ж/д узел, может депо какое… Но через пять минут, когда мы подошли к забору, на нас выскочили собаки и подошли люди в форме. «Оппаньки!» - только и успел подумать я. Но оказалось, что это не отдалённая застава пограничников, а охрана военного склада. Пришлось врать, что идём пешком из Нижнего Баскунчака и заблудились ночью. Поверили и показали дорогу к станции.

Обратно ехали плацкартом, чтобы хоть как-то выспаться перед работой.

Засим всё.

Лучшие фото из этой и других экспедиций вы можете увидеть на этой странице диггерского фотоальбома.

Наш новый дом...

Ксендрик борется с Перекати-поле.

Лунные пейзажи

Не все дигеры везучие.

Вход в грот. Сам знаю на что похоже.

Вперёд, к тёмному диггерскому будущему!

Гора Богдо.

Казахское кладбище.

Наш кратер с вершины холма.