Экспедиции

Рассказ о спуске в одну угольную шахту.

 

Угольная шахта

Этот отчёт является вымыслом от начала и до конца.

Любое сходство с реальными людьми или событиями – не более чем случайность.

Все фотографии, представленные здесь, - фотомонтаж.

 

«Как солдаты на войне уходят в бой,

Так шахтёр уходит из дому в забой.

Сколько там их под землёю полегло?

Жизнь отдали наши братья за тепло…»

А. Горняк. Баллада о погибшем шахтёре.

С того момента, как я начала спускаться в подземелья, зародилась эта мечта – попасть в настоящую действующую угольную шахту. Попасть и увидеть чёрные от угольной пыли стены, услышать рёв комбайна, осознать, как за доли секунды веками покоившаяся на глубине сотен метров под землёй порода превращается в чистую энергию, бегущую по конвейерной ленте на поверхность… Осознать себя в начале цепи энергетического космического обмена… Конечно, эта мечта (наравне с двумя другими: о посещении тоннелей московского метрополитена и секретного правительственного бункера) не имела ни малейшего шанса на реализацию. Где это видано, чтобы рядовых исследователей подземных сооружений пустили на режимный объект, да ещё и дали посмотреть на Святая Святых – процесс угледобычи? Поэтому, понимая несбыточность своих детских мечтаний, я решила выдумать эту красивую неправдоподобную историю, раз уж ничего другого не остаётся.

Да, и ещё: в этом рассказе я опущу фактические детали и ограничусь лишь описанием собственных мыслей, ощущений и переживаний (так как это всё-таки мои фантазии), а право выдумать и написать подробный отчёт о поездке предоставлю другим членам клуба, для кого посещение действующей шахты тоже так и осталось лишь несбыточной мечтой…

1 мая 2014 года.

В 9 утра к нам приехали ребята из Самары. Сто лет не виделись с ними, но пообщаться толком так и не удалось. Просто не было времени. Х… постоянно звонили из шахтоуправления, и мы, сидя на собранных рюкзаках, толком не могли понять, ждут нас там или нет. Наконец что-то как будто бы прояснилось, и мы, не веря до конца своему счастью, пошли загружаться в машины.

На улице стояла потрясающая погода, весенняя, солнечная, радостная, хоть и немного ветреная. Глядя на солнце, на проходящих мимо людей, возлагающих большие надежды на четыре праздничных дня, я думала, что всё это нереально. Не верилось, что высказанное нами с С… когда-то заносчивое намерение - официально попасть в одну из шахт российского Донбасса - может обрести чёткие очертания и, тем более, стать действительностью. Не верилось, что позади остались долгие месяцы сбора информации, переговоров с шахтоуправлениями, безумных попыток собрать для совместной экспедиции огромную группу людей из разных городов. Наступил час триумфа! Мы вот-вот должны были сесть в машины и отправиться навстречу, возможно, не самому безумному, но самому невероятному подземному путешествию в нашей жизни! Я мысленно от всей души благодарила самарцев, которые сразу загорелись нашей идеей и силами своей организации сумели получить необходимое разрешение.

Наконец, дождавшись У… и Л.К., мы тронулись в путь.

Российские дороги в начале мая не могут радовать, особенно если речь идёт о дорогах Волгограда. Выезд из города казался рискованной операцией по пересечению минного поля, цена которой – жизнь подвески. Тем не менее, мы справлялись с этой задачей вполне успешно. Следующим непредвиденным препятствием стали железнодорожные переезды (так как в Волгограде нет ни подземных, ни надземных путей, позволяющих их миновать). В общей сложности на всех переездах мы провели целый час! Учитывая то, что из города выехали и так с опозданием, мы совсем выбились из графика. В целом это не было критично, так как посещение объекта мечты было назначено только на следующий день. Однако в 17:00 на вокзале в Новошахтинске нас должен был ждать М…, прибывающий туда автобусом из другого города. Следовало поторопиться…

Стоя на переездах, мы развлекали себя разного рода зрелищами. Больше всего мне запомнилась маршрутка, которая неожиданно вынырнула из общей очереди и, видимо, поддавшись высшей степени отчаяния, начала штурмовать железнодорожную насыпь справа от переезда. Причём для всех было очевидно, что там с трудом поднимется даже внедорожник. После нескольких безуспешных попыток маршрутка-таки сдалась и стала делать попытки втиснуться обратно в общий строй машин, куда её, естественно, уже пускать не хотели. В то же время по другую сторону дороги кипела грандиозная стройка. Тогда мы были не в курсе, что это. Зато теперь я знаю – это будущий волгоградский филиал IKEA ! Слава Ёроол-Гую!!!

Путь до Новошахтинска прошёл без приключений. Въезжая на привокзальную парковку, мы увидели М…, сидящего на лавочке под деревом. Он выглядел немного сонным. Нужно было всем вместе решить, что делать дальше. И здесь мнения разделились. Мы однозначно выступали за ночёвку на природе в палатках (прогноз погоды обещал ливни с грозами на все последующие дни и ночи, поэтому хотелось хотя бы один вечер спокойно провести у костра). Однако Х… резонно заметил, что ему не плохо было бы выглядеть нормально следующим утром, дабы не сильно напугать руководство Шахты. В итоге решено было разделиться. Вместе мы все доехали до центра г. Шахты, где самарцы заселились в квартирку. Во дворе было организовано оперативное совещание. Х… в очередной раз созвонился с директором Шахты, который назначил встречу на 9 утра на этом самом месте. Неожиданно пришла смс-ка от ребят из Нижнего Новгорода, которых мы уже считали без вести пропавшими. Из сообщения мы поняли, что при благоприятном стечении обстоятельств они могут прибыть в Шахты ночью. Было решено просто поддерживать с ними связь, чтобы дальше действовать по обстоятельствам. (В эту поездку никто толком не знал, что будет, как будет и будет ли, поэтому любые решения давались с трудом…)

Оставив самарцев отдыхать, мы купили продукты в Магните неподалёку и снова двинулись в путь. Хотелось чуть-чуть отъехать от города и найти спокойное местечко для лагеря на природе. При этом следовало учитывать ранний подъём и возможный форс-мажор на обратном пути, поэтому слишком далеко отъезжать тоже было нельзя. Скоро мы поняли, что это нелёгкая задачка. Город тянулся длинной лентой в направлении нашего движения и никак не хотел кончаться. Когда же это всё-таки произошло, то тут, то там по бокам от дороги стали возникать огромные полуразрушенные здания и сооружения – бывшие сортировочные цеха и копры. Миновав и их тоже, мы выехали на неприметную асфальтовую дорожку очень низкого качества. По ней можно было двигаться на скорости не более 20 км\ч (прямо как на выезде из Волгограда!). Уже прошло около 45 минут, с того момента, как мы покинули место сбора. Надо было куда-то прибиваться. После нескольких неудачных попыток свернуть на прилегающие грунтовки мы, наконец, нашли более-менее проходимый съезд и припарковались у небольшой лесополосы.

Наверное, это особая магия этих мест – здесь любая, даже самая банальная, процедура, типа разведения костра или установки палаточного лагеря, может быть связана с риском для жизни. Когда несколько лет назад я впервые начала собирать информацию про российский Донбасс, в частности про ситуацию в городах Шахты и Новошахтинск, мне постоянно попадались пугающие статьи о деградации заброшенных выработок, провалах грунта под жилыми кварталами, гибели людей; о том, как местные жители собирают уголь по терриконам, чтобы отапливать свои дома; о ежедневном героическом труде последних оставшихся здесь шахтёров. И вот, перед глазами встаёт картина: май 2012 года, тёплая звёздная ночь, С…, О…, Г.Р. и я где-то в окрестностях Новошахтинска разводим костёр и гигантским ломом долбим землю, чтобы установить рогатины для котелка… Всё бы ничего, но эта процедура осуществляется в метре от линии газопровода высокого давления, а справа от нас, на границе поля, доминирует пугающий куст размером с двухэтажный дом…

Май 2014 года, тёплая звёздная ночь, С…, М…, У…, Л.К. и я где-то в окрестностях г. Шахты разводим костёр и ставим палатки прямо под линией высоковольтных передач, а вдалеке, у границы поля, маячит гигантский куст… Лёгкое ощущение «дежа вю». Ну а что поделать? Не было ни времени, ни сил искать место получше. Довольствовались тем, что было в обоих случаях.

Вскоре палатки были готовы, на горелке зашипел котелок, а мы расселись вокруг костра за разговором. Время летело быстро, и всё казалось каким-то нереальным. Вот, вроде бы, только что было девять вечера… Вот уже полночь… Вот мы идём разбираться с кустом, который при ближайшем рассмотрении оказался лесом… Приходит смс от нижегородцев со словами: «Мы в двух километрах от лагеря». Встречаем их, уставших, но всё равно весёлых. Уже пол четвёртого утра!.. Мы с С… понимаем, что ещё немного, и за руль на следующий день никто не сядет. Надо идти и поспать хотя бы два часа. Все смотрим, как ребята ставят свою палатку под ЛЭП. Потом успеваем перекинуться буквально парой фраз у костра, и мы с С… уходим спать.

Ночью пошёл дождь, который, судя по прогнозам, должен был продолжаться все оставшиеся праздничные дни. Будильники заиграли синхронно, и мы выбрались из тёплой палатки в утреннюю мокрую серость. Несмотря на дождик, было очень тепло. Не без труда мы с У… и С… разбудили М… и Л.К. Надо было выезжать. Глядя на одиноко стоящую палатку, мы в очередной раз восхитились упоротостью нижегородцев, которые не поленились найти нас где-то в жутких дебрях, вместо того, чтобы спокойно переночевать на съёмной квартире с самарцами. Мы не стали их будить, потому что в шахту они не собирались. Просто приехали поздороваться…

2 мая 2014 года. День, который я буду помнить всю жизнь.

Ровно в девять во двор въехала машина, из неё вышел суровый с виду человек и сказал, чтобы мы следовали за ним. Ехать пришлось долго. Дождь не прекращался, дорога была разбитой, но это не мешало нашему проводнику значительно превышать установленный ГИБДД лимит скорости для движения вне населённых пунктов. Сразу было видно, что человек дорожит своим временем. Пока все наперебой сомневались в том, что впереди нас действительно ждёт экскурсия в преисподнюю, я думала, что сейчас у того, кто едет в первой машине в голове пульсирует только один вопрос: «Кто они такие на самом деле?..» В том, что спуск будет, я не сомневалась в глубине души ни секунды, у меня просто не было права сомневаться. Всегда нужно верить в то, что желаемое произойдёт. Только вера способна творить чудеса, а сомнения разрушают любые цели и в итоге губят своего носителя, как болезнь.

На шахте нам оказали гораздо более тёплый приём, чем тот, на который мы могли рассчитывать. После небольшой беседы в кабинете генерального директора, (которым, кстати, оказался встретивший нас мужчина), мы прослушали лекцию об устройстве шахты, перспективах её развития, смогли задать все интересующие нас вопросы. В частности, мы узнали о некоторых шахтёрских приметах. Например, у шахтёров считается плохой приметой фотографироваться в забое и опаздывать на работу. Но, так как мы не шахтёры, то нам фотоаппарат взять с собой разрешили (благо шахта имеет статус безопасной по метану). После лекции мы переоделись в шахтёрскую форму. Хочется отметить, что пока мы натянули на себя всё, что полагается, прошло не меньше получаса. И это была только одежда! У ламповой мы провозились ещё столько же, пытаясь прикрепить фонари к каскам и удобно повесить на себя самоспасатели. Вот интересно, сколько времени эта процедура занимает у шахтёров?.. Пока мы собирались, нам рассказали, что шахта работает круглосуточно в безостановочном режиме. У шахтёров три смены, каждая по 8 часов. Обеда, соответственно, нет. Только фляжка с чаем. Нелегко, конечно… Далее последовал инструктаж по использованию собственно самоспасателей и экстренной эвакуации в случае аварии. Мы все молчали. И постоянно переглядывались. В глазах каждого без труда читалась сразу дюжина плохо совместимых друг с другом эмоций: радость, нетерпение, страх, интерес, недоверие, осознание триумфа и возможного скорого краха всех надежд. Даже забираясь в кабинки дизелевоза, мы всё ещё не могли поверить… И тем не менее, это произошло. Мы начали свой фантастический спуск на совершенно невообразимом устройстве к центру земли!

Не могу удержаться, чтобы не описать наше транспортное средство. Всем известно, что традиционный спуск в шахту осуществляется в клети по вертикальному стволу. Если шахта очень глубокая (метров 800, например), то спуск разбивают на несколько отрезков - 500 и 300 метров – между которыми располагается пересадочная станция. В нашем случае, шахтное поле, представляющее собой широкий горизонтальный наклонный пласт, было вскрыто тремя наклонными стволами. Осуществлять по ним спуск в клети не возможно. Поэтому для подобных шахт придумали другой способ доставки людей к рабочим лавам: спуск на монорельсовом дизелевозе. Дизелевоз - это что-то вроде вагончиков канатной дороги, управляемых из кабинки машиниста, и подвешенных на рельс, идущий под сводом шахтного ствола. Спуск на нём напоминает экскурсию, потому что осуществляется не слишком быстро, и едущие получают возможность разглядывать крепи, оборудование и ответвления в боковые штреки.

Всё глубже и дальше… Мы неспешно двигались в темноту. Рёв дизелевоза заглушал все прочие звуки, пытаться разговаривать было бесполезно, поэтому ехали молча. Придерживали руками каски, чтобы они не свалились на очередном повороте. Созерцали пласты чёрной породы по сторонам и дышали угольной пылью, которой становилось всё больше и больше. В какой-то момент я резко почувствовала переход в то самое состояние, ради которого готова снова и снова спускаться под землю – состояние единения с чем-то Вечным, осознание мелочности и глупости всех своих переживаний, и наконец, освобождение разума от них. По сторонам то и дело возникали новые штреки; иногда можно было увидеть шахтёров, занимающихся наладкой какой-то техники.

Один раз на маршруте возникло препятствие, которое, впрочем, было неожиданностью только для нас, но не для машиниста: дизелевоз с плеском въехал в воду! Все пассажиры разом поджали ноги и начали с опасением всматриваться вперёд. Но подтопленный участок быстро закончился, и ничего чрезвычайного не произошло.

Мы спускались бесконечно долго… На самом деле прошло целых полчаса, пока мы достигли пункта назначения. И ведь это только в одну сторону! После такого спуска с трудом верилось, что лава находится на глубине менее 500 метров. Однако в реальности было именно так.

Внизу нас встречал инженер, который охотно похвастался качественным оборудованием механизированного угледобывающего комплекса и продемонстрировал процесс, собственно, добычи угля. Не знаю, даже, что впечатлило меня больше – работа комбайна, напоминающего гигантскую циркулярную пилу, внушительные блестящие опоры механизированной крепи, или глаза людей на чёрном фоне из толстого слоя угольной пыли, неотрывно следящие за процессом всего лишь в метре от смертельно опасной машины…

Когда начался подъём обратно на поверхность, впечатлений и информации было уже значительно больше, чем мы рассчитывали получить. А впереди ещё предстоял осмотр сортировочного цеха, углехранилища и погрузочной станции.

До конца подъёма оставалось ещё минут пятнадцать, но уже можно было кожей почувствовать близость поверхности. Воздух стал другим, свежим, прохладным, практически исчезла угольная пыль. Дышать стало совсем легко.

Не без грусти я спустилась с дизелевоза, осознавая, что путешествие мечты подошло к концу.

Знакомство с сортировочным цехом заняло совсем немного времени. Там нам показали, как уголь с конвейера делится на два типа (помельче и покрупнее). Движение угля по цеху осуществляется сверху вниз. Так же проходил и наш маршрут. После цеха мы проследовали в гигантский склад для угля, прошедшего сортировку. Затем – к месту погрузки топлива в железнодорожные вагоны. Пришло время двигаться назад.

Тем не менее, в шахтоуправлении нас ждало ещё несколько приятных сюрпризов: во-первых, нам показали главный центр управления, откуда осуществляется контроль состояния оборудования на шахте и возникновения ЧС. Потом мы разошлись по раздевалкам (а точнее – по баням), чтобы отмыть лица и руки и переодеться в свою обычную одежду. И вдруг оказалось, что нас ещё ожидает вкуснейший обед! Это было настолько неожиданно, что за столом большую часть времени молчали.

Я всё никак не могла понять, почему нам оказали такой тёплый приём, показали шахту, накормили, и всё это с учётом того, что мы приехали в приграничную зону в день фактического начала военных действий на Украине… Про то, зачем посторонних пропустили на стратегический объект, я вообще молчу. Хотя впрочем, почему бы и нет? Разве за нашими плечами мало заслуг в области исследования подземных сооружений? Разве мы скрывали истинную цель своего приезда? Нет. Однозначно. Мы ни разу никому не солгали. Мы хотели увидеть процесс угледобычи, посетить действующую шахту. И нам предоставили такую возможность, потому что в наших действиях не было никакого другого умысла. Приходится признать, что иногда добиться своей цели можно лишь действуя по методике Остапа Бендера: уверенно, и шокируя окружающих своей уверенностью.

Обед закончился, мы попрощались с нашим сопровождающим, сдали пропуска на пункте охраны и двинулись к машинам. Короткое майское путешествие завершилось. И все исследователи подземелий разъехались в разные стороны.

P. S. Благодарности:

Я хочу выразить огромную благодарность всем членам АНО ИСТКОМ (ребята, вы и сами знаете за что)!

Я хочу выразить также огромную благодарность руководству и всем сотрудникам вышеописанной Шахты! Так как этот отчёт выдуман мной от начала и до конца, я не называю имён и не привожу никаких названий. Спасибо Вам! Вы помогли нам открыть новую страницу в изучении рукотворных подземелий!

P. P. S.

Учитывая, что моя третья несбыточная мечта настолько дерзкая, что не имеет даже права на существование, я думаю, этот отчёт достоит стать последним из написанного мною. Пусть исследования не заканчиваются никогда! Во славу Ёроол-Гуя!

Пятница. 27 июня 2014 года.

Айслин.

Угольная шахта
Угольная шахта Угольная шахта
Угольная шахта Угольная шахта
Угольная шахта Угольная шахта
Угольная шахта Угольная шахта
Угольная шахта Угольная шахта
Угольная шахта Угольная шахта
Угольная шахта Угольная шахта
Угольная шахта Угольная шахта
Угольная шахта Угольная шахта
Угольная шахта Угольная шахта
Угольная шахта Угольная шахта
Угольная шахта Угольная шахта
Угольная шахта Угольная шахта
Угольная шахта Угольная шахта

 

назад



           Диггеры Нижней Волги