Самара. Предисловие
История Nagelя:
Поездка в этот дивный город в моем сознании планировалось очень давно. Очень сильным мотиватором служила одна очень красивая система 1914. Проект Линдлея (Из архива Will: Сто лет назад в Самаре начали прокладывать канализационную систему. Подготовка проекта канализации была поручена известному в то время инженеру Владимиру Линдлею, который справился с ним всего лишь за два месяца, и уже в начале лета 1907 года представил Думе необходимые документы. Согласно проекту, система состояла из двух огромных труб - коллекторов, в которые собирались сточные воды от всех мелких объектов на прилегающей территории. Один из коллекторов должен был проходить по волжскому склону от улицы Полевой, а другой – по самарскому склону от железнодорожного вокзала. Соединить обе ветви коллектора предполагалось на стрелке реки Самары, где через канализационную станцию на острове Коровьем стоки должны были сбрасываться в Волгу. На окончательное рассмотрение и согласование проекта Линдлея Самарской городской думе понадобилось еще более двух лет, после чего он все - таки был утвержден) Глядя на фотографии этой системы, волей не волей начинаешь понимать, что такую красоту, да ещё под землёй мало где встретишь…
Самара. Начало
11 октября 2013 года в 22:00 Я, Will и Nagel выдвинулись на встречу приключениям. Нам предстояло проделать путь почти в 900 км, проехать через многие населенные пункты, ночью, толком не зная дороги. И эта мысль завораживала…
Ночные города, что может быть прекраснее. Благодаря чудно собранной компании дорога оказалась более чем чудесной, и уже в 10-00 мы уже въехали в Самару. Не без труда заселившись в квартиру (Спасибо Бабе Нине, мировой человек) решили отметить свой приезд (куда же без этого). Утренняя суматоха, распоковка вещей, бессонная ночь…. Все эти приятные хлопоты слегка измотали. И только после первой боевой пришло четкое понимание: Мы в Самаре. В свою очередь мозг Willa отдыхал по своему… Он мирно спал)
Самара. День первый
Рассказ Willa
К 10 часам вечера к нам приехали Кис и Химик. Прежде всего решили заземлиться в систему Линдлея. На месте предполагаемого заземления нас уже ожидали Роман и Ольга - диггеры Самары. Колодец отправился открывать Кис захватив с собой «универсальный инструмент» .Химик и Роман остались у машин, а все остальные незамедлительно заземлились. На мое удивление, в систему вела не обычная металлическая лестница а каменные ступени, которые привели нас в первую, основную камеру. Сама камера представляла из себя помещение где то 3 на 3 метра, выложенную из красного кирпича. Необычные арочные проходы очень красивые, а кирпич, из которого выложена система, изготавливался специально для нее, тут же в Самаре. Кис подробно рассказал о том, какой задумывалась система, как она строилась и какие из планов были осуществлены. Внутри системы очень жарко, прямо как в бане, из за больших испарений запотевали объективы камер и стекла фонарей. Сама система не подвергается описанию, лучше всего посмотреть фотографии, чтобы понять что к чему. Проведя в систему около 40 минут мы решили выходить на поверхность. Следующим объектом был бункер, находящий на территории завода ЗИМ (СПРАВКА: Завод имени Масленникова — оборонное предприятие в Самаре, существовавшее в 1909 — 1990 годах , выпускавшее элементы боеприпасов и гражданские товары. В 2007 году, после банкротства завода, площадка бывшего завода им. Масленникова передана под жилую и коммерческую застройку)
К сожалению, попасть внутрь нам так и не удалось.
Вернувшись к машинам мы обсудили ситуацию и самарские диггеры приняли решение везти нас в другое бомбоубежище, которое, по их словам, представляло подземную парковку. Но, видимо, удача повернулась к нам задом. Все вентшахты оказались намертво заварены профильными трубами. Следующим было бомбоубежище, расположенное на территории одной из автобаз. Но и там увы...
Вы думаете мы опустили руки? А вот и нет. Решено было попытать удачу в другом месте и мы отправились в бомбоубежище, расположенное во дворе пожарной части. Почему то в разговорах между собой Самарцы называли его самолетом. На мой вопрос по поводу названия они ответили, что, мол там внутри самолет. О, как же они меня заинтриговали. Заземлились через неприметную дыру в стенке наклонника, которую прикрывал кусок фанеры. Сразу же бросились в глаза ступеньки, на которых была установлена конструкция, на которой, в свою очередь, стояла почти полностью разобранная машина. Диггеры нам рассказали, что она стоит тут очень давно, а в бомбаре стоит еще одна. Но меня манил самолет. Там же, на ступеньках, следом за машиной, и оказался мой самолет… нда, я был слегка разочарован. Я, конечно же предпологал, что внутри не истребитель и не пассажирский лайнер, а хотя бы кукурузник. Но самолетом оказалась легкая модель, напоминающая дельтаплан без крыльев. Ну да ладно, ребята посмеялись и сообщили, что внутри бункера есть еще один, посолиднее... Видимо, был не наш день. В очередной раз мы уткнулись в запертые гермодвери, открыть которые не представлялось возможным. В этот день вся явно было против нас. Мы решили не испытывать судьбу и отправились всем составом к нам на квартиру, где было решено продолжить знакомство в теплой обстановке.
Самарские ребята оказались обалденными. Их истории можно слушать до бесконечности. Приятно понимать, что в другом городе есть люди, с которыми тебя связывает общий интерес. И это делает атмосферу особенной. За рассказами мы не заметили, как рассвело. Пора расходиться. И только Willy снились самолеты. Он уже давно, как спал...
Самара, день второй.
Рассказ Nagelя:
На вечер этого дня была запланирована поездка в Сокские штольни. По пути мы заехали в магазин, где закупили легкого тонизирующего напитка, а так как Кис был за рулем, купили ему кофе вместо чая, о чем потом все сожалели, но об этом чуть ниже. Через некоторое время мы были на месте. Поднявшись несколько метров, мы оказались у входа в штольни, еще несколько шагов и попадаешь в довольно таки обширное каменное пространство. Подойдя к камню, на котором лежит журнал, делаем запись, что зашли в составе 5 человек с перечислением своих ников и времени входа, а также указывается маршрут. Пренебрегать этими записями не стоит, так как эти штольни со всей своей красотой и загадочностью несут очень большую опасность для жизни в виде обвалов и самое страшное при малейшем возгорании они заполняются дымом и угарным газом, которые не выветриваются несколько дней. Да и просто заблудиться в них очень даже легко, в этих штольнях не действует правило левой или правой руки, так как штольни очень разветвленные и разбиты на многочисленные секции соединенные между собой. Чем дальше мы удалялись, тем все интереснее становилось. Мы дошли до одного из трагических мест, где находилась мемориальная плита на стене, о памяти погибших здесь спасателей, позже нам Химик показывал где были обнаружены тела погибших спасателей и тех людей которых они не смотря на задымленность, предприняли попытку к спасанию других жизней, но произошла трагедия. На этом месте мы немного задержались. Зажгли свечку и присев на организованном там привальчике, мы почтили память погибшим спасателям. Далее дошли до навесного моста, очень впечатлило данное сооружение. Под мостом “прижился” крокодил, вырубленный из бревна. Потом по ходу было множество интересных мест, всего и не описать. Купол поразил своими масштабами – это просто нечто!!! Место сбора воды тоже интересно выглядит. А вот когда дошли до лагеря, в котором мы и провели несколько часов, я тоже ошалел немного… В общем посидели, пообщались. Когда закипела вода, принесенная с водосборника и Кис засыпал кофе, в котором присутствовало молоко оно начало сворачиваться на глазах, да такими хлопьями, что все это дело уже можно было есть, а не пить. Вот тут мы все и поняли, что надо было все-таки брать чай. За это время пока мы сидели, было слышно время от времени, что мы не одни, то с одной стороны, то с другой слышались шаги и голоса людей ходивших по штольням. Одна из групп дошла и до нас, некоторые зашли к нам в лагерь поздоровались и отправились дальше… За эти несколько часов проведенных в лагере, мы без особых движений начали промерзать и было решено продолжить путь, да и время было уже позднее. По пути назад встречались места с елками, где отмечали новый год, да и вообще в этих штольнях отмечают многие праздники. Перед выходом, подходим все к тому же журналу , и делаем запись о том, что мы покинули штольни. Поразило еще то, что после нашей записи в столь позднее время зашло большое количество народу, большими и не очень группами. Перед выходом из штолен Химик предупредил, что сейчас по выходу на поверхность будут не очень приятные ощущения в виде запаха из-за очень малого содержания азота в воздухе штольях. Да, это непередаваемо, тут не только запах, так еще и привкус стоит такой настойчивый и самое главное, что от этого никуда не деться несколько минут, позже это проходит. Сравнимо это, когда зайти в помещение после кварцевания, что-то в этом роде. После посещения штольней мы отправились по ночной Самаре, сделать немного фотографий некоторых достопримечательностей…
По прибытию домой мы до утра делились впечатлениями, разглядывая сделанные фотки. Эмоции переполняли. Вероятно понимание того, что завтра нам обратно, не давало нам уснуть... Отличное настроение способствовало дикому ржачу. Правда это не сколько не мешало Willy , он спал...
Самара. День возвращенья
Я:
После двухчасового сна вставать было невозможно, но надо. Предстояла обратная дорога, уже знакомая, а ведь так много мест осталось не посещенными... Собрав и погрузив вещички, созвонились с Химиком, который в последние часы перед отъездом, провел нам первую дневную экскурсию. Первым делом хотелось посетить музей «Бункер Сталина». Но по закону подлости, именно в этот день, он был закрыт на тех. Обслуживание. Что собственно уже не удивило... Зато Храм Пресвятого Сердца Иисуса никого не оставил равнодушным своим готическим величием. Немного погуляли по городу, посетили местную сувенирную лавку и, конечно же, пивоваренный завод 1881 года, родину Жигулевского пива.
Пора прощаться. Перед самым отъездом Химик вручил каждому белый конверт. В нем оказался символ Самарского клуба диггеров. Это и был самый дорогой сувенир.