Часть первая
Истории о подземных ходах Старой Сарепты я услышала впервые ещё задолго
до того, как стала активным диггером. Лично побывать в бывших местах обитания
немцев - гернгутеров мне удалось только в прошлом году. Потом я познакомилась
с ребятами из клуба DEEPDIG. Оказалось, что у них тоже есть немало информации
на эту тему, но конкретных действий по розыску подземелий никто пока не
предпринимал. И вот, не прошло и полугода, как мы со Скампом решили отправиться
на основательные поиски в Сарепту.
Для начала немного истории. Думаю, это будет не лишним для понимания того,
что мы, собственно, собирались там найти.
Российская императрица Екатерина II, имея
целью освоение необжитых южных окраин России и защиту их от кочевников
и южных соседей, издала 4 декабря 1762 г. Манифест, коим определила место,
условия и права переселенцев из Европы. Одними из первых на призыв России
откликнулись потомки Чешских или Моравских братьев - гернгутеры из Саксонии.
В 1765г. колония была основана и получила название Сарепта. В 1768г. Началось
строительство крепости для защиты поселенцев от набегов киргиз-кайсаков.
С 17 августа по 14 сентября 1774 г. Сарепта пережила период военных действий
между правительственными войсками и войсками Е. Пугачева. Сарептский гарнизон
ушел на защиту Царицына по приказу воеводы, Сарепта эвакуировалась в Астрахань
по решению общины. Те ценности, которые не удалось увезти с собой, мужская
часть населения спрятала в подземные ходы и подвалы домов. (Информация
с сайта историко-этнографического и архитектурного музея -заповедника
Старая Сарепта) . После разгрома армии Пугачёва правительственными
войсками колонисты вернулись назад.
15
декабря 1989 г. был образован Волгоградский историко-этнографический и
архитектурный музей-заповедник "Старая Сарепта". По данным бывшего
директора музея «Старая Сарепта» Попова, колония имела свои подземные
оборонительные и коммуникационные сооружения: «Большинство зданий площади
и три редута крепости из шести были соединены подземными ходами, но теперь
сохранился лишь ход между кирхой и теперешним зданием музея, частью
проходя между военкоматом и фабрикой «Динамо». Ходы связывали кирху и
кладбище. На этой линии иногда производились захоронения. Однако, несмотря
на многолетние изыскания, сотрудники музея «Старая Сарепта» так и не нашли
следов подземных ходов.
Работникам музея пришлось вспомнить о подземельях Сарепты в 50-х годах
прошлого века, когда в библиотеке, располагавшейся тогда в старом здании,
где сейчас военкомат Красноармейского района, была совершена кража. При
расследовании выяснилось — запоры на входе и окнах нетронуты, а двери
библиотеки вскрыты изнутри здания. Осматривая здание, следователи наткнулись
на неиспользуемый глубокий подвал, откуда подземный ход вёл через всю
площадь Свободы в соседнее здание, где располагалась школа. Во избежание
повторения подобных случаев ход забетонировали.
Рассказывают также о подземном ходе от здания, где был пивоваренный завод,
до самой Волги. Сегодня в распоряжении сотрудников музея-заповедника есть
составленный по воспоминаниям старожилов план предполагаемой подземной
сети.
Что касается легенд из области фантастики, то таковые тоже имеются. По
преданиям, в одном из подземных коридоров под Сарептой лежит гроб с телом
единственной дочери дореволюционного владельца пивзавода Крауствурста.
Она умерла в день своей свадьбы, и обезумевший от горя отец три дня просидел
над телом в часовне кирхи. Ночью он унёс гроб с телом дочери в подземелье
и положил к покойной всё приданое — шестнадцать килограммов золотых изделий.
Где лежит девушка в засыпанном золотом гробу, неизвестно, но в имеющихся
у сотрудников музея воспоминаниях чётко указывается, что охраняет подземелье
механический рыцарь, прокалывающий копьём каждого, кто осмелится осквернить
покой невинной девушки.
С этой информацией, с картами Царицына, современного
Красноармейского района и даже схемой крепости Старой Сарепты мы отправились
в путь. На всякий случай взяли бахилы, респираторы, лом, отвёртку, пассатижи,
спасательный трос… и конечно, кучу фонариков.
В Сарепте мы были около восьми вечера. Тщательно и по порядку осматривали
здания старинного архитектурного ансамбля. Заброшенных построек среди них
нет. Наверное, когда каждый дом выполняет определённую хозяйственную функцию,
это гораздо лучше защищает его от разного рода вандалов, чем любая сигнализация.
Ломбард, аптека, бюро ритуальных услуг, военкомат
(на который, кстати, направлено несколько камер со стен музея). В подвале
бывшего торгового дома Гольбаха находится какой-то склад. Остальные подвалы
заделаны очень надёжно. Да и не хотелось бы вот так ночью влезать в одно
из зданий охраняемого государством музея, даже если бы и было открыто… Мы
прошли через площадь, сфотографировали ухоженные здания кирхи, управы, самого
музея, дом незамужних женщин и холостых мужчин. Вентшахты стоят рядом со
всеми постройками. За музеем обнаружилось несколько интересных колодцев,
один из которых был открыт. Решили вернуться туда ночью. Хотя внутренний
голос подсказывал, что так просто мы ничего не найдём.
Анализируя увиденное, случайно вспомнили, что до сих пор
не нашли фабрику «Динамо» (туда вроде бы тоже вёл подземный ход). А на улице
уже стемнело. Пришлось спрашивать у местных жителей. На нас посмотрели с
удивлением. Но дорогу показали: пустырь, заросший камышом сразу за хлебным
заводом. Нашли, наверное… Только собаки подняли такой страшный вой, что
мы решили не задерживаться у огромных ворот и повернули обратно.
Стрелки часов приближались к полуночи. Делать было уже нечего, и мы стали
искать место, где можно было бы пересидеть пару часов. Долго шли мимо высоких
заборов и неизвестных территорий. Вдруг из одной калитки вышла бабушка.
Я не выдержала и направилась к ней, чтобы спросить, где мы вообще находимся.
Сформулировать нормальный вопрос не получилось, и я, указав
рукой на забор, произнесла: «Вы не подскажете нам, что это за предприятие?»
Судя по округлившимся глазам бабушки, она слово «предприятие» по отношению
к тому, что было за забором, слышала впервые. «Да это отсосная станция…
Ну, фекальные стоки… Понимаете?» Мы рассмеялись. Не нашли подвалов под Сарептой,
зато родную канализацию всегда найдём.
До двух часов ночи сидели в каком-то дворе. Потом направились к оставленному
открытому люку за музеем… Всего лишь крохотная теплотрасса. Обидно. Всю
оставшуюся ночь меня мучили противоречивые чувства: с одной стороны, дикое
желание найти что-то стоящее и заземлиться; с другой, радость в связи с
тем, что наше государство заботится-таки о памятниках архитектуры и закрывает
их от непрошенных гостей.
Отчаяние толкает людей на неожиданные поступки, и утром, в семь часов,
оставив Скампа с рюкзаками на улице, я вошла в открытое здание музея. Два
пожилых сторожа замерли в напряжённом ожидании. Я постаралась сделать опухшее
после бессонной ночи лицо максимально доброжелательным и спросила, когда
работает музей. Дедушки снова изумлённо переглянулись, и тот, который имел
более сочувствующий вид, сказал : «Ты чего же не спишь, девушка?» Другой
добавил, что музей открывается в понедельник и работает до пятницы с девяти
часов утра каждый день. Я благодарно улыбнулась и ответила, что мы, мол,
приехали из Волжского, устали. Первый сторож совсем расстроился: «Эх, как
же вы так, а? Надо было позвонить предварительно, договориться, - а потом
изрёк неожиданное предложение,- Если вас немного, переночуйте у нас в комнатке,
а завтра музей откроется?..» Видя такое расположение, я решилась: «Видите
ли, мы диггеры… Исследуем подземные коммуникации Волгограда и Волжского,
древние подземные ходы, тоннели, бункеры. Много читали и слышали о Старой
Сарепте. Вот и приехали…» Несколько долгих секунд тишину не нарушало ничего.
Потом второй сторож оживился: « Это вам надо в 25-й кабинет, к Медведеву
Виктору Николаевичу. Он тут старший научный сотрудник. Он расскажет». Медведев
- тот самый, который давал интервью в газете относительно кражи в библиотеке.
Неужели он согласится со мной поговорить? Надо будет обязательно приехать
на неделе. Непременно! Сторож тем временем не умолкал и рассказывал, что
ходы действительно существуют, правда, большей частью засыпанные. И что
сейчас доступен только один, соединяющий музей с винным, кажется, складом.
И что когда копали огороды близ 120-й школы, проваливалась земля и обнаруживались
подвалы из красного кирпича…
Я горячо поблагодарила сторожей и вышла на улицу. Теперь главное, чтобы
Виктор Николаевич Медведев оказался столь же общительным человеком.
(Продолжение следует…)
18.07.06
Часть вторая
Сегодня невероятно жаркий день. Всю его первую половину я ждала, пока Голос
Разума вернётся с практики. Потом мы сели на автобус Вокзал – Юбилейный,
и он неторопливо повёз нас к музею-заповеднику Старая Сарепта. Я нервничала,
понимая, что нас могут попросту не пустить к старшему научному сотруднику.
Или он может не оценить наше появление. Однако мои опасения не оправдались.
Такого радушного приёма я не помню за всю свою жизнь.
Мы зашли в кабинет и представились исследователями подземных коммуникаций.
Виктор Николаевич подумал о спелеологии, но я поспешила его немного разочаровать:
диггеры… Диггеры, и хотим как можно больше узнать о подземных ходах Старой
Сарепты. Конечно, я была слегка расстроена, когда оказалось, что сотрудник
музея лично в них не спускался и вообще не уверен в их существовании. Только
в процессе завязавшегося разговора его неуверенность постепенно передалась
и мне.
Виктор Медведев позволил нам ознакомиться со всеми имеющимися у них материалами
и даже сфотографировать некоторые карты предполагаемых тоннелей. Но дело
в том, что все они нарисованы немногочисленными очевидцами и мало в чём
имеют
сходство. На большей части схем видно, что длинный подземный ход от кирхи
вёл назад к кладбищу. Исходя из расположения кирхи и кладбища, линия на
карте должна идти строго по прямой, но на нескольких схемах она проведена
наискосок. Это первое несоответствие.
Что же касается хода от пивоваренного завода в сторону Волги, то возможность
его существования тоже подвергается серьёзной критике со стороны Виктора
Медведева. Действительно, пивоваренный завод находился за аптекой, причём
на значительном расстоянии, там, где сейчас стоит многоэтажка. В таком случае
подземный ход до Волги был бы очень длинным, и рыть его было бы экономически
нецелесообразно. Пивные бочки для транспортировки по реке проще и быстрее
было катить через площадь поверху. А подвалы, обнаруженные на месте бывшего
завода, скорее всего, просто погреба, в которых находился лёд. Там устраивали
нечто вроде морозильника для хранения пива.
Мы смотрели на схемы и пытались понять, как можно столько выкопать, да ещё
и за такой короткий срок. Поземными ходами испещрена и площадь Свободы,
и вся округа. Но первые упоминания о подвалах встречаются в связи с нашествием
Пугачёва, когда поселенцы прятали туда самое ценное. Восстание Пугачёва
произошло в 1774 году, а Сарепта была основана в 1765. Да… скорость строительства
поражает. Нам бы так!
Ещё одна интересная несуразица: есть версия, что ходы строились как оборонительные
сооружения во время воздвижения крепости в 1768 году. Но, во-первых, у историков
остались подробные сметы, по которым легко можно отследить, на что тратились
средства. И в них ни разу не упоминается о подобном строительстве. Во-вторых,
тогда в Сарепте ещё не было кирпичного завода, а по рассказам очевидцев,
все коммуникации выложены красным кирпичом. Кирпич был дорогим материалом.
И для строительства подвалов домов его могли расходовать, но на непонятно
для чего необходимые подземные ходы…
Я считала, что сарептские подземелья – это и есть подвалы, соединённые между
собой и расширенные в других направлениях. Но Виктор
Николаевич сказал, что существуют версии о ходах ниже уровня подвалов. Это
совсем из области вымысла, так как высота каждого подвала не менее 3,5 -
4 метров. Мы с Настей в этом воочию убедились. Бетонных перекрытий тогда
не было. Значит, ещё несколько метров земли и кирпича до следующего подземелья…
И то, вряд ли такая конструкция долго выдержит. Не говоря уже о воздействии
грунтовых вод, подтачивающих стены любого подземелья.
Из 25-го кабинета мы переместились в кабинет к архитектору. Там разговор
продолжился. Я, наконец, задала мучающий меня вопрос о механическом рыцаре
и бедной дочери Крауствурста. Специалисты улыбнулись и сказали, что эти
легенды они слушают 15 лет подряд и всё время с новыми подробностями. Но
«механический рыцарь» действительно существовал и находился под кирхой.
Только он представлял собой не грозное орудие убийства 18 века, а механизм
для открывания двери на шарнирах. Копьё выполняло функцию рычага, поворот
которого открывал
проход в следующее помещение. И опять-таки очевидцы не сходятся во мнениях
по поводу того, из чего он был сделан. Одни говорят – из железа, другие
– из дерева. В любом случае, теперь это не важно. Виктор Николаевич заверил
нас, что этот раритет давно изъяли работники спецслужб.
Архитектор рассказала, что относительно недавно обнаружили ходы с кирпичной
кладкой под горчичным заводом (или рядом с ним). Их, не раздумывая, засыпали
песком и замуровали. Виктор Медведев справедливо назвал такую политику застройки
варварством. Но ничего не поделаешь ведь.
Нам сказали, что пустоты в стенах кое-где обнаруживаются, и вообще, надо
брать и копать. Придётся вскрывать асфальт на площади, огораживать участок.
Есть риск обвала всей дороги. Проблем не оберёшься, если что. Да и вероятность
находки мала. Копали уже археологи. Бесполезно. Древние вещи находят, а
ходов и в помине нет…
Видя наши приунывшие лица, Виктор Николаевич попросил не расстраиваться
сильно. И сказал, что скоро в ходе реставрационных работ они будут вскрывать
асфальт на площади Свободы, у аптеки, чтобы делать новое крыльцо. Тогда
нам позвонят, и можно будет заняться раскопками. Ещё недалеко от музейного
комплекса есть место, где подвалы бывшего здания не застроены. И раскапывать
можно хоть сейчас. Студенты в этом году в музей на практику не приехали.
Простор для деятельности…
Упомянул Виктор Медведев и о подземных убежищах на границе Сарепты и Светлого
Яра, вырытых разбойниками в 70-х годах 18 века. Можно и там побывать в скором
времени.
Сложно выразить, как я благодарна нашему замечательному
экскурсоводу по историям и легендам о древних подземельях. Благодаря нему
нам удалось побывать хотя бы в одном подвале Старой Сарепты, находящемся
непосредственно в музее. Здорово!
Красивый подвал, с электрическим освещением. Так что три фонарика, которые
я предусмотрительно взяла с собой, не понадобились.
Деревянная лестница, стены грубой кладки со вставками красного кирпича.
В стенах – сводчатые ниши. Вряд ли за ними следует искать замурованные входы
куда бы то ни было. Скорее, это обыкновенные углубления для полок, бочек,
в общем – продуктов. В этом подвале сделали что-то вроде винного склада
19 века. В нишах аккуратно расставлены глиняные горшки, стеклянные бутыли
различной формы. Вдоль стен теснятся бочки с надписями на немецком языке.
Очень интересно прошёл день. Даже если ходы существуют, и даже если они
никогда не будут обнаружены, эта поездка прошла не зря. Теперь же членам
клуба DEEPDIG остаётся ждать приглашения на ближайшие раскопки, которые,
по словам Медведева, не заставят себя долго ждать. Было бы желание, а где
копать – всегда найдётся!
Айслин. 15-19.07.06.