Отчет о поездке в г. Серафимович и посещении знаменитых пещер Казанского собора Спасо-Преображенского девичьего Усть-Медведицкого монастыря
Для начала немного полезной информации: г. Серафимович находится на севере Волгоградской области, примерно в 290 км от Волгограда. По возрасту ровесник Волгограда. Городок небольшой и очень милый: расположен на горе, с вершины которой открывается прекрасный вид на р. Дон и лес.
Усть-Медведицкий
монастырь, который мы решили посетить, стоит почти на самом берегу реки
в западной части города. Момент его возведения ориентировочно датируется
1652 годом. Спустя 100 лет, в ночь под Пасху 1752 года при разливе Дона
он целиком сполз в воду и разрушился. К 1759 году Усть-Медведицкий монастырь
был отстроен заново. В 1874 году монахинями предположительно были вырыты
подземные ходы близ монастыря общей длиной 150 метров. Сейчас в них можно
попасть из церкви Арсения Великого (нижний ярус Собора Казанской Божьей
Матери). Однако есть версия, что пещеры существовали и ранее, и что место
для постройки нового Казанского собора было выбрано игуменьей Арсенией совсем
не случайно…
Итак, мы приехали в Серафимович примерно в час дня, пока
нашли монастырь, оказалось, что экскурсии проводятся с 10 до 11 и мы уже
не успели. Тогда мы с чистой совестью отправились бродить по окрестностям.
Прогулка вышла недолгой из-за жары и общего утомления от дороги, но тем
не менее мы сделали круг по главным улицам города – Октябрьской и Донской.
По пути очень спасали колонки с водой. Закончив прогулку, мы закупились
минералкой в Пятерочке и поехали искать пляж и уединенное место для ночлега.
Надо сказать, это было роковой ошибкой. Пляж, который со спутника представлялся
нам таким огромным и песчаным, на деле оказался заросшим болотцем. Мы намотали
немало километров, прежде чем поняли, что найти нормальный заход в воду
вряд ли удастся. Тогда было принято решение вернуться ближе к монастырю.
Там мы нашли пляжик, где купаются серафимовчане (ила там тоже было предостаточно).
После заплыва мы переехали мост и стали
искать место для лагеря уже на другом берегу Дона. С этой стороны людей
было чуть меньше. В итоге остановились на лугу у кромки леса. Голос Разума
сразу заинтересовалась стогом сена неподалеку и предлагала на него залезть.
Поначалу мы со Скампом отвергали это предложение как безумное, так как стог
был огромный, но уже через час с радостью бегали вокруг стога, пытаясь друг
друга подсадить. Когда стог покорился, мы начали на нем прыгать. Я никогда
бы не могла подумать, что это может быть так весело! Правда мы сильно рисковали
рухнуть вниз. Если бы это зрелище кто-то наблюдал со стороны, то наверняка
пришел бы к выводу, что «ребята не в себе». Так ведь так оно и есть. :)
Стог не смог в полной мере удовлетворить нашу жажду деятельности, поэтому, когда стемнело окончательно, мы занялись художественной фотосъемкой, используя в качестве основной декорации машину. Фотки вышли на ура. Потом пошли наконец спать.
Хорошо выспаться, к сожалению, не удалось. Мешала духота
в палатке, открыть которую было нельзя из-за огромного количества насекомых
вокруг. Под утро еще пришло какое-то существо и начало орать так, что не
проснулся бы только мертвый. Решили, на всякий случай, не выходить – вдруг
оно не в настроении. Потом существо удалилось, и мы начали готовиться к
походу в монастырские пещеры. Подготовились хорошо: забыли фонарики. Но
об этом узнали, когда уже были в храме, в который вошли через небольшой
темный сводчатый тоннель. Это произвело на нас большое впечатление. Обычно
вход в любую
церковь – это огромные ворота либо распашные двери, а тут – тоннель… Внутренний
интерьер собора оказался выдержан в том же мрачном стиле. Я сразу поняла,
что это и есть церковь Арсения Великого, о которой я успела прочитать в
интернете. Она должна была контрастировать с верхним храмом – большим, светлым,
ярким, с высокими сводами, который, к сожалению, был на реставрации, поэтому
сравнить не удалось. Сюда же, где мы оказались, практически не поступало
дневное освещение, широкий зал трапезной[1]
был разделен монументальными колоннами, украшенными иконами в позолоченных
рамках. Основным источником света были свечи, зажженные прихожанами, собравшимися
на утреннюю службу. Мы
присели на лавку в уголке и стали слушать пение монахинь. Сумрак и наличие
толстых четырехугольных расширяющихся кверху столбов способствовали возникновению
ощущения некой уединенности, хотя в трапезной было немало народа: каждый
мог найти себе место, чтобы помолиться и поставить свечу.
После окончания службы я подошла к одной из монахинь и
спросила, можно ли нам попасть на экскурсию. Она предложила нам дождаться
приезда тур группы из Волгограда. Мы стали ждать. Минут через двадцать,
бродя по трапезной, я заметила в углу проход в небольшую комнатку, где толпились
люди. Подойдя ближе, я поняла, что оттуда ведет ход в пещеры. Мы купили
свечу и заняли место в очереди. Вскоре пришла монахиня и открыла решетку
на входе. Все
цепочкой двинулись за ней…
Ход был укреплен цементом, в высоту около 2 метров, а
по ширине там с трудом умещались два человека. Я сразу отметила высокую
влажность: с потолки стекали струйки воды. Когда мы прошли вперед метров
5, тоннель раздвоился. Монахиня повела нас налево, а ответвление вправо
было закрыто каким-то металлическим листом высотой сантиметров 50. Один
раз на пути попалась ниша в стене слева, видимо, для иконы. Вскоре мы дошли
до перекрестка: прямо и налево нельзя, можно только направо – в келью, куда
перенесли «монашкин камень». Об этой реликвии стоит сказать отдельно. Тысячи
людей ежегодно приезжают в Серафимович только ради того, чтобы прикоснуться
к нему и ощутить на себе его чудодейственную силу. Вот, что можно прочитать
на любом сайте, посвященном удивительным местам нашей необъятной Родины:
«Недалеко от города располагается Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский
женский монастырь, являющийся одним из самых посещаемых исторических мест,
расположенных на правобережье Дона. Ежедневно сотни паломников приезжают
сюда, чтобы помолиться и увидеть своими глазами святыню монастыря – «монашкин
камень» – на котором чудесным образом остались отпечатки двух ладошек и
колен. Считается, что если помолиться и дотронуться до камня, то можно исцелиться
от многих болезней и недугов» (http://volga-kompas.ru/prirodnyi-park-ust-medveditskii-).
Или: «Главной святыней Усть-Медведицкого монастыря является «монашкин» камень.
Это серый прямоугольный камень с отпечатками ладошек и коленей монашки,
причём доказано, что происхождение отпечатков на камне нерукотворное. Сами
монахини утверждают, что следы на камне оставила игуменья Арсения, или даже
Богородица. С камнем связано множество случаев чудесных исцелений,
увидеть
его стремятся паломники со всей России. В монастыре существует специальная
книга, куда записывают исцеления. А было время, когда этот чудесный камень
лежал на полу, в куче битого кирпича, прямо посредине нижнего храма. Поистине
чудом является то, что за долгие годы забвения он никуда не пропал и никто
не увёз его попросту домой, хотя попытки предпринимались» (http://www.serafimovich.com/node/84).
Я тоже зашла в келью, чтобы прикоснуться к камню, но помолиться
не успела – каждому желающему дается пять секунд на всё – про всё. Когда,
я вышла, Голос Разума ждала меня на перекрестке ходов и предлагала действовать
немедленно. Подошел Скамп, было решено вернуться к первой развилке,
дождаться, пока будет пауза между проходящими туда и обратно людьми, и быстро
нырнуть в темный проход. Так и сделали. Нам повезло: поток заходящих уже
иссяк, обратно прихожане двигались группами. Мы пропустили очередную группу
и рванулись в тоннель. Я бежала впереди со свечой, которая лишь чудом не
погасла от ветра, иначе мы могли бы остаться в полной темноте. Добежав до
очередного перекрестка я остановилась и увидела, что сзади только Скамп.
Голос Разума пропала… Времени медлить не было. Нужно было что-то решать.
К тому же нас могли в любой момент закрыть здесь до следующего утра, так
как никто не видел, что мы зашли в запретную зону. Приняли решение пройти
прямо, чтобы убедиться, что план ходов похож на общедоступную схему в интернете.
Оказалось, так и есть. Практически сразу мы уперлись в
очередную
келью для уединения и молитв. Вряд ли при рытье этих пещер могли преследоваться
другие цели. Тогда мы вернулись на развилку, где столкнулись с запыхавшейся
Голосом Разума. Она сказала, что монахиня уже идет с ключами к выходу… Мы
задули свечу и на ощупь побежали назад. Я перепрыгнула металлический лист
первой, поэтому не видела происходящее позади меня. А зря… Голос второпях
случайно задела ногой перегородку. Эхо оказалось отличным – по пещерам разнесся
грохот, который можно было трактовать по-разному. Но, думаю, никто так и
не понял его истинную причину. Мы вышли в храм, и я мысленно попросила Бога
не сердиться на нас неуёмный интерес ко всякого рода подземным объектам
и постоянное желание докопаться до чего-то потрясающего. Тем не менее,
несмотря
на то, что общее время нашего пребывания под землей в Серафимовиче вряд
ли превысило 15 минут, я думаю, мы всё же действительно приблизились к чему-то
великому. Ведь труд людей, вырывших вручную подземные тоннели для целей
духовных, иначе как великим и не назовешь.
После монастыря мы перекусили, искупались на Дону, залезли в какой-то полузаглублённый бетонный сарай и поехали домой в Волгоград. Вот и отчету конец – кто читал, тот молодец! :)
Айслин, 22.07.11