Экспедиции

Экспедиция в пещеры Уракова бугра

Ураков бугор - место овеянноое тайнами и легендами. Над происхождением искусственных пещер в этом районе ломают голову многие исследователи. Клуб "Deepdig" решил провести собственные исследования и ответить на эти вопросы.

Дух седых каменоломен
Был сегодня непреклонен,
И киркою указал -
Где воздвигнуть должно зал...
Ухо 2003

Камышин - город диггеров.

Диггеры
на заправочной станции По пути к великому Уракову бугру находится Камышин, третий город в области по величине и "первый" по значимости у диггеров. Это мы поняли сразу при въезде в этот населённый пункт - со всех сторон от дороги были видны рекламные таблички с надписью "Диггер" и указатели указывающие направление. Оказалось что "Диггер" это заправочная станция недалеко от въезда в город, пользующаяся у месных жителей заслуженной популярностью. Когда на этой станции узнали, что к ним приехали настоящие диггеры - начался большой праздник. В нашу честь устроили банкет, а ближе к вечеру торжественный салют.

Какой
гад набросал здесь столько мусора? Недалеко от залива речки Камышанки, нами был обнаружен местный ливнёвый коллектор, который охраняли полуголые антидиггеры. Они делали вид, что играют в волейбол, но на самом деле зорко следили за каждым нашим шагом. К коллектору пришлось ползти. Его высота была незначительной, длина - неизвестной, поэтому обследование мы отложили до лучших времен. А сейчас нам надо торопиться на культовый автобус Камышин-Воднобуерачное, на нём мы неоднакратно доезжали до Щербаковки (Щербаковская балка известное место поклонения диггеров), теперь он доставит нас в окрестности Уракова бугра.

По дороге к автовокзалу мы нашли несколько весьма интересных люков. А диггер Ухо обнаружил рядом с жилым домом Древне-ёроолгуйскую пирамиду, на которой он срочно произвёл обряд осквернения.

Долгая дорога через холмы и буераки

Священный Ураков бугор С ветерком в голове доезжаем на автобусе до моста через маленькую речушку. А ещё совсем недавно вода здесь бушевала как в ниагарском водопаде. Было мощное снеготаенье и талые воды разрушили этот бетонный мост. Бедные строители, востанавливающие последствия катаклизмы, посмотрели на нас каким-то опечаленным взглядом и мы поняли, что впереди ждёт что-то страшное.

Но вначале все шло очень даже неплохо. Спустившись на дно одного из многочисленных оврагов, мы обнаружили там целую поляну цветущих тюльпанов и хохлаток. Весенние первоцветы благоухали и их наркотический аромат вызвал у диггеров временное помутнение рассудка - мы бегали как безумные по дну оврага и собирали разные разноцветные камушки считая, что они являются окаменевшими костями древних монстров. Диггер Ухо один из камней, весом в килограмма три, аккуратно упаковал в рюкзак, считая что это ласта плезиозавра. Ну и мучился же он неся лишние килограммы по буеракам. Какого же было удивление, когда вернувшись из экспедиции он распокавал бесценный груз и обнаружил, что камень на самом деле оказался большой, засохшей коровьей лепёшкой. Вот такое действие первоцветов-галюциногенов!

Шахты закопушки ведущие к центру земли Следущие часы прошли в мучительной ломке и бесконечном карабкании по осыпающимся склонам глубоких балок. Как оказалось мы выбрали неправильное направление и натолкнулись на непроходимый залив. Чтобы его обойти пришлось возвращатся назад, на чём мы потеряли ещё часа два.

Последние метры до Уракова бугра диггеры буквально ползли, отдыхая каждые пять минут. Сила земного притяжения в этом месте была значительно преувеличена, а вес наших рюкзаков заметно прибавился. Где-то недалеко слышно, что-то нездоровое, а с востока надвигалась густая, вязкая тьма не оставляя надежд на унылое времяпровождение...

Нечеловеческие эксперименты в районе Уракова бугра (события не вымышленны)

Чёрными глазами-воронками смотрят на нас из глубины веков катакомбы Уракова бугра Найдя место где поставить полатку и приготовив себе ужин диггеры собрались было баиньки, но не тут-то было... Ровно в полночь стенки палатки начали судорожно вибрировать на частоте 7-8Гц. Не успев ещё заснуть, мы забыли проснуться и в панике выбежали наружу. Оказалось вибрирует не только палатка. Вибрировала вся масса воздуха, земля, деревья, и эти странные колебания исходили от Уракова бугра. Закрепив палатку получше мы взяли фонарики и двинулись...

...двинулись в сторону бугра. Он зловещим тёмным силуэтом вырисовывался на фоне ночного неба. Ураков бугор был похож на чудовищное животное прилёгшее поспать. И из его пасти, из многочисленных дырок-пещер, доносился страшный низкочастотный рык. На фоне этого, не воспринимаемого ухом гула, иногда раздавались нечеловеческие стоны и крики, от которых мурашки пробегали по телу. Что же это здесь творится? Может это колдун Газук разбушевался? Отвечать на вопрос не хотелось и мы бегом побежали к палатке, где и успокоились... нойтом, и уснули.

Копать - не работать!

Свежий обвал ведёт в глубочайшую полость На следующий день мы принялись за нелёгкую, но интересную диггерскую работу. В превую очередь обследовали склоны Уракова Бугра и прилегающий к нему берег Волги. Я вскарабкался на самый верх этого легендарного холма и мне открылся изумительный вид на великую русскую реку и окрестности. Да, если и был здесь Сенька Разин, то место очень удобное для разбоя. Если не Разин, то другие разбойники нашли здесь приют в 17-18вв.

Но что это? На самой макушке бугра видны останки каких-то строений. Фундаменты старых зданий, или культовые сооружения? Старый кирпич из хвалынской глины, обломки очень старого, ржавого металла, керамика. Всё это говорит о том, что здесь когда то был человек. Сооружения довольно странные и ассоциируются со вчерашними странными видениями. Может быть это ведьмины камни, где неведомые силы совершают таинственные обряды? Наполненый впечатлений я спускаюсь вниз, пора начинать погружение в недра Уракова бугра. Может быть там мы сможем разгадать его тайну?

Чудовищно опасно погружаться в грунтовые шахты Входные отверстия в катакомбы Уракова бугра находятся у самого края обрыва Волги. Практически все они полузасыпанны и разрушены, проникнуть внутрь очень сложно и сопряжено с большим риском, ведь грунт в котором вырыты ходы, в основном земляной и глинянный. Любое неосторожное движение, громкий возглас или естественная просадка грунта грозят очередным обвалом, в котором могут погибнуть исследователи. Таким образом например исчезла пещера-катакомба Майская (так назвали её Волгоградские спелеологи под руководством Михаила Годуна, впервые открывшие эту штольню в мае месяце), самая протяжённая из существующих. Её длина достигала более 800 метров.

Чтобы не попасть под обвал, мы соблюдаем все предосторожности: одеваем каски, берём с собой лавинный шнур (тонкий шнур длиной несколько десятков метров, предназначенный для упрощения нахождения попавшего под лавину или обвал) и сапёрные лопаты.

Первые шаги по ту сторону земли Старое засохшее дерево отмечавшее вход в древнюю пещеру, куда-то исчезло. Скорее всего его спилили на дрова туристы или рыбаки (такие же гады уничтожили идола деда Щербака в Щербаковской балке). А дерево было мистическое. Вход в пещеру тоже засыпан, приходитсья поработать лопатами. И вот мы под Ураковым бугром. Сложно сказать были ли это разработки камня, но то что штольни использовались для жилья - очевидно: небольшие комнатки с приподнятым полом для спанья, или небольшие закопушки кладовки. Небольшой размер подземного помещения, также говорит о его жилом предназначении. На стенах видны следы кирки. В 17 веке кирку могли использовать только высокоразвитые немцы.

Наружу вылазить нехочеться, но впереди нас ждут более глубокие полости. Одну из них мы находим в свежем провале. Земля просто осела, но за ней видна чёрная пустота. Опять работаем лопатами, на сей раз перед нами окрывается ещё никем не изученная катакомба. По земляному конусу обвала мы спускаемся вниз. С потолка время от времени, что-то осыпается и мы с большим риском осторожно движемя вперёд. За очередным поворотом исчезает дневной свет - диггеры остаются один на один с глубиной.

Тайна подземного царства

На стенах отчётливо видны следы кирки Вскоре земляной склеп вывел нас к большому скоплению известняка. На стенах, помимо следов орудий труда были видны отпечатки древних молюсков кардитов. Много миллионов лет прошло с тех пор как они упали на дно древнего моря. Здесь похоже и шла добыча камня для изготовления жерновов. Пласт хорошо разработан, а ненужная выработка использованна для укрепления стен и свода штольни.

Как утверждает известный краевед и наш большой друг Александр Аркадьевич Ярков - выработка шла закрытым способом для того, чтобы камень не успевал высохнуть. Пока он влажный, его легко обрабатывать. А обрабатывали тут же под землёй, затем волоком вытаскивали на поверхность. Известный исследователь нашего края Минх пишет, что немцы продавали жернова и молотильные камни по цене 7руб за штуку. Через какое-то время местные жители тоже взялись за промысел, продавая камни по 4-5руб.

Отпечатки древних моллюсков Справа от узкого овального прохода, мы видим странный заклад. Нам кажется, что под ним что-то спрятано или скрыто от чужих глаз, но разобрать его не решаемся - всё-таки прочность потолков оставляет желать лучшего. Пригнувшись, по узкому каменному тонелю идём дальше. Луч фонарика освещает стены идеальной сводчатой формы, полное сходство с тем, что находишься в глотке гигантского червя. Но вот "пищевод" закончился и начался "желудок" - довольно большой подземный зал от которого отходят два узких хода "кишечника". К сожалению обе "кишки" сильно засыпаны. По утверждению Яркова, немцы не выносили выработаную породу наружу, а закладывали ею ненужные ходы. Никто не отрицает, что таким образом они могли припрятать и что нибудь ценное.

Заклад из выработанного камня Копать под землёй очень сложно. Ограниченое пространство и риск спровацировать обвал, делают нашу работу опасной для жизни. При свете свечи, как наши далёкие предки, мы сантиметр за сантиметром расчищаем один из завалов. Землю девать некуда, приходиться сгребать её под себя, проталкивать дальше, а потом ногами отбрасывать в сторону. После часа тяжёлых раскопок, лопата проваливается в пустоту, там дальше есть проход. Но такого узкого отверстия недостаточно, чтобы пролезть человеку, надо ещё чуть-чуть расширить.

Пищевод гигантского чудовища И вот, сильно рискуя мы начинаем протискиваться в образовавшийся узкий лаз. Земля сыплется за шиворот и попадает в складки одежды. В какой-то момент кажется что назад мы уже не вернёмся. Наверняка во времена немцев здесь засыпало не одного человека; вот чьи голоса и стоны мы слышали вчера вечером.

С той стороны отверстия находилось ещё никем неисследованное подземное помещение. Воздух был необычайно затхлый и влажный. Это воздух которым дышали два века назад. Выключив фонарики и зажгя свечи мы долго сидели под толщей земли. Изучив оставшуюся часть катакомбы мы молча выбрались на поверхность, а так хотелось остаться на глубине, вместе с духами предков...

Бугор Степана Разина

Раскопки завала Завершив исследование окрестностей Уракова бугра мы совершаем шести километровый переход к бугру Степана Разина. Под ним находятся самые протяжённые подземелья Волгорадской области. Рекорд в своё время принадлежал катакомбе Майской, её протяжённость достигала 800 метров. Но к сожалению в результате весеннего обвала вход туда оказался завален и проникнуть туда на данный момент невозможно. Нам же предстоит опять поработать лопатами, чтобы попасть под землю.

За узким свежеоткопанным лазом скрываются ещё никем не исследованые
ходы и подземные комнаты По дороге к бугру Степана Разина мы проходим мимо Настиного бугра, подземных ходов здесь нет, но в одной из балок мы нашли интересную находку, странный череп неизвестного животного. Повертев его в руках мы пришли к выводу, что он принадлежит дракону. А местный пастух, пасший недалеко коров, на вопрос кому мог бы принадлежать этот череп, недолго думая ответил: "Наверное из космоса!!!". "Ага, вот кто нам спать ночью мешал!", - разгадали мы загадку ночных стонов.

Череп Подземного Монстра:-))) Сенькин бугор неприступной крепостью возвышается над Волгой. Чтобы добраться до пещер надо пройти по узкой кромке между крутым склоном холма и отвестным 30 метровым обрывом, задача не слабонервных. Здесь диггеры проверяются на боязнь высоты. А за крутым склоном открывается целое поле усееное входами в глубокие катакомбы, правда большей частью обваленые и засыпаные. В 1998г во время экспедиции "Волжский плавучий университет" нам ещё удалось проникнуть в одну из пещер, но теперь чтобы проникнуть туда надо существенно расширить входные отверстия. Пройдут ещё лет 50 и пещер-штолен не останется и следа.

Каменная плита - стол, алтарь Итак мы опять работаем лопатами и раскапываем один из наиболее доступных лазов. За ним скрывается довольно длинная 200 метровая катакомба. Её подземные ходы довольно хорошо сохранились и практически не завалены, но возможность обвалов всё-таки остаётся, поэтому погружаемся мы в тишине стараясь не задевать своды.

Каменный столб подпирает 60м грунта Ходы по направлению идут в самый центр холма Степана Разина. Становится жутко когда представляешь какая толща земли находится над сводом пещер. Многочисленные ответвления как правило заканчиваются небольшими комнатами, что-то непохоже что в этих помещениях производились работы по добыче камня, скорее всего они были жилыми. А вот и каменная плита приспособленная под стол, здесь мы надолго останавливаемся пообедать и обсудить обнаруженные нами находки. В этом, окутанном тайной месте, мысли в голову лезут только философские и открываются потаённые закоулки души.

В самом дальнем зале катакомбы свод подпирает столб выложенный из камней ракушечника. Наверное много тут людей засыпало во время обвалов, поэтому и стали делать такие меры предосторожности. Какого-то определённого вывода по происхождению этих пещер нам всё-таки сделать не удалось, очень мало исторических документов, фактов и результатов обследований. Есть конечно люди которые скажут, что на самом деле всё и так известно и понятно. Но это просто самоуверенные и самодовольные человеки. Если смотреть объективно, то до сих пор ничего непонятно и тайны пещер Уракова бугра ещё не разгаданы.