Экспедиции

Великий, Прекрасный и Беспощадный... УРАЛ!

 

Часть 1. Велопоход.
(Отчет о том, как клуб DEEPDIG чуть не лишился диггеров Скампа и Айслин)

Уральские дороги

Где дорога для «Урала» - там не место для триала!

Вступление.

Начало путиСерпиевка, Аша, Сим… Эти названия зимой мы вычитывали в разнообразных туристических отчетах челябинских туристов и спелеологов, надеясь, что когда-Центр Ашинибудь мы тоже там побываем. Когда неожиданно дали отпуск, пришлось в экстренном порядке всё вспоминать и планировать маршрут на скорую руку. В итоге толком ничего не решили, распечатали все карты, которые нашли, отметили какие-то места, дороги, погрузили все снаряжение в машину и поехали.

Добирались до Аши за два дня – с ночевкой в придорожном мотеле. Погода изменилась резко: из сорокоградусной жары Волгограда мы попали в зону сменяющих друг друга туманов и ливней. Пейзаж за стеклом напомнил мне отрывки из фильма о Дракуле – настоящая Трансильвания. Зато было не жарко.

Приехали в ночь, вселились в «элитную» квартиру в центре Аши рядом с единственным «Магнитом» и центральным рынком. На следующий день вышло солнце, мы отправились исследовать город и были приятно удивлены: оказалось, он очень чистый, зеленый, с кучей фонтанов. Мы прошлись по ул. Ленина, на которой расположены все основные заведения – продуктовые магазины, алкогольные супермаркеты, аптеки, библиотеки, почта. Наблюдали коров на газонах. Свернули в центральный сквер. Там нас ждал Ашинский металлургический заводочередной сюрприз: очень тихие десантники тихо, культурно и спокойно отмечали день ВДВ… В Волгограде такое, конечно, из рода фантастики. В поисках кафе мы провели не один час, потом спросили у местных, и оказалось, что кафе в Аше – большая редкость. Их, собственно, вообще нет. Зато есть замечательная чебуречная недалеко от металлургического завода. Там мы пообедали. Маленькая Швейцария :)

К слову, “AMET” (Ашинский металлургический завод) – градообразующее предприятие. Он основан в 1898 году, ровно 113 лет назад. Эта дата стала днем рождения города. В первый же день мы заметили, что в Аше практически все имеет эмблему AMET: беседки, фонтаны, вывески, лавочки, ложки у нас в квартире. Было ясно, что завод процветающий, и город благодаря нему процветает тоже.

Вечером мы позвонили домой и попросили родственников глянуть в интернете погоду в Аше на ближайшее время. Синоптики обещали два солнечных дня, а на третий – сильный дождь. Мы же планировали небольшое путешествие дней на пять в район села Серпиевка. Дождь в программу не вписывался… Откладывать тоже было опасно, так как погода на Урале нестабильная – то жара, то ливень, то туман. Циклон мог задержаться надолго, поэтому мы решили все-таки от мероприятия не отказываться.

 

Часть первая. Велотурнир – в этой схватке победит сильнейший! Или: К чему приводит упрямство.

Достояние нацииСборы продолжались до поздней ночи: все вещи из машины были перетасканы в квартиру, затем разложены на полу и снова распределены по баулам. Снаряжение решили брать все,Коровы в центре Аши которое было, – две веревки, обвязки, лесенку, кучу железа и запасные шнуры. Штатив, прожектор, кучу сменной одежды, бахилы… И поверьте, я не зря так подробно это сейчас расписываю. Общий вес груза получился солидный. На каждого килограмм по двадцать.

Заснули как убитые. Всю ночь в доме была идеальная тишина. В Волгограде такое не возможно в принципе. Поэтому в пять утра, когда прозвонил будильник, вставать совсем не хотелось. Я открыла глаза и поняла, что за окном ливень… Мы снова уснули. Второй раз проснулись в час дня. Солнце светило, как ни в чем не бывало. Все-таки терять целый день было глупо, и мы решили ехать.

К двум часам велосипеды были собраны, баулы закреплены, колеса накачаны, продукты закуплены. Надо сказать, продуктов пришлось взять совсем немного, потому что много просто не влезло бы: все рюкзаки оказались забиты туристическим барахлом. Однако на пути у нас должно было быть несколько крупных населенных пунктов, где можно было Зарядкапополнить запасы.
На память сфотографировались во дворе. И поехали… Сплюша на Липовой горе

Теперь вкратце опишу наш план: от Аши до Серпиевки по дорогам около 85 километров без учета изменения высот. Вариантов, как ехать, было два: либо Аша-Миньяр-Сим-Серпиевка (тогда часть пути, километров 20, пришлось бы ехать по трассе М5 Урал), либо Аша-Миньяр-Волково-Серпиевка (минуя трассу, по каким-то лесным дорогам, отмеченным на картах и заметных со спутника). Естественно, что мы выбрали второй вариант. И это стало первым нашим роковым выбором.

Велопоход стартовал сказочно. Мы гнали по пустынной асфальтовой дороге, вдыхая чистейший горный воздух, наслаждаясь новыми видами, открывающимися за каждым поворотом. Скорость удавалось держать в среднем 20 км/ч из-за постоянных подъемов и спусков. Уже через пару часов мы прибыли в Миньяр. Первое, что предстало нашим взглядам – это удивительная скала с полосами породы розового цвета. Мы постояли, оценили, и поехали искать продуктовый магазин. Сориентироваться удалось не без помощи Соня на Уралеместных. Магазин был в самом центре, правда очень маленький… Когда я зашла туда, то даже растерялась: что купить, когда в ассортименте только хлеб, консервы и алкоголь??? Пришлось выбрать сайку хлеба, банку тушенки и безумный картофельный пирог, который лежал в холодильнике в единственном экземпляре. Выходя из магазина, я остро почувствовала, что продуктов, наверное, не достаточно. Но разум сказал: «Завтра к вечеру мы будем в Серпиевке. Там и разберемся». Внутренний голос запротестовал, но я уже увереннойАша походкой шла во двор, где меня ждал Скамп с велосипедами. И это был второй случай рокового выбора в эту поездку…

Во дворе мы съели чернику и выпили кефир, взятые из дома, запаковали пирог с тушенкой в рюкзаки. Дальше нам предстояло двигаться через Волково, пересечь в одном месте трассу, и выйти на финишную, как нам казалось, дорогу до Серпиевки.

Дорога на Волково уже не была асфальтовой , но оставалась широкой и ровной. До деревушки доехали быстро, хотя начали немного уставать. От Волково до трассы время тоже пролетело как-то незаметно. Зато дальше я помню практически каждую минуту нашего пути на протяжении всех последующих дней…

Урал, 33 маршрутаПересекая трассу, я предложила Скампу пересмотреть маршрут и прогнать до Сима по асфальту. Но он резонно заметил, что ехать по трассе совсем не здорово. Таким образом, роковой выбор номер один был снова подтвержден.

Дорога, на которую мы попали, была совсем не лучшего качества – очень каменистая, разогнаться совсем не получалось. Еще мы стали замечать, что очень часто боковые дороги-Начало велопоходаответвления, видимые на спутниковой карте, в реальности либо не существуют, либо почти полностью заросли. Это несколько нас огорчило, потому что могло свидетельствовать о том, что снимок на дисплее нашего навигатора, сделан несколько лет назад, и ситуация могла сильно измениться… Вскоре лес по бокам стал непроходимым, найти полянку для лагеря было невозможно. Поэтому решили идти до наступления полной темноты, чтобы успеть преодолеть большую часть пути.

Как-то незаметно начался плавный подъем на гору… Потом угол стал таким, что велики пришлось толкать, а вскоре и толкать стало почти невозможно. Мы вслух восхищались машинами, способными подняться по такой дороге. Потом одна из них нам даже встретилась, уже ближе к вершине. Это было что-то очень отдающее черно-белыми фильмами про Колесим по УралуВторую Мировую войну. Даже Скамп не знал ее названия. Собственно, это была первая и последняя машина, встретившаяся нам за этот день после того, как мы перешли трассу.

Бесконечный подъем вымотал нас до предела. На вершине мы съели картофельный помятый пирог и допили почти всю воду. Темнело и холодало очень быстро. По показаниям велокомпьютеров река Симмы проехали за полдня 54 километра. Рассчитывали, конечно, на большее. Я радовалась, потому что после подъема должен был начаться законный спуск. Однако мои ожидания оправдались не в полной мере. То есть спуск-то начался, но дорога стала такой каменистой, что ехать по ней на велосипеде было просто опасно. Руль то и дело норовил сложиться от удара об камень. Один раз я упала, и коленка, которая до этого уже давала о себе знать, заныла тупой болью.

Часов в десять стало совсем холодно, мы надели все возможные вещи, кроме бахил. Ехать уже и не пытались. Просто шли вниз, зажимая тормоза, и почему-то не допускали даже мысли о том, что дальше может лучше и не стать. В дальнейшем, анализируя случившееся, мы со Скампом пришли к выводу, что во всем виноват наш «степной менталитет». Как розовый хребетстепные люди, мы привыкли всегда видеть цель впереди, идти к ней, четко понимать расстояние до нее и всегда иметь связь с хотя бы одной вышкой хотя бы одного сотового оператора. На Урале перечисленные постулаты не актуальны.

Когда спуск закончился, мы решили искать любое пригодное место для ночевки. Прошли мимо какой-то развилки: в свете налобников было видно, как в лес уходит дорога, переходящая в жуткое болото… Метров через пятьсот нашлось подходящее место для лагеря слева от дороги. Дуя на замерзающие руки, мы ставили палатку, варили гречку с тушенкой. Есть совсем не хотелось.Дорога на Волково Тушенку мы поставили в пакет и отнесли подальше от палатки, чтобы запах не привлек к ней диких животных. В палатке я долго не могла уснуть – обдумывала наше положение. Пока все шло в целом нормально. Мы преодолели почти 60 километров. Значит, осталась одна четвертая пути. Дождя не было и не должно было быть завтра. Меня беспокоила только ноющая нога и то, что из продуктовых запасов у нас только полбуханки хлеба, кетчуп, банка кабачковой икры и бич-пакет, а оставшуюся гречка будет съедена на завтрак (если еще не была съедена кем-то другим…)

Утро встретило нас диким холодом. В палатке все было мокрым. Но, на наше счастье, вышло солнце. Мы разложили спальники сушиться прямо на дороге – всё равно машины по ней не ездят. Уже глубоко в лесахГречка с тушенкой ушла на ура. Закусили хлебом с кетчупом. Слава Богу, с водой в этих краях нет проблем – повсюду родники и ручейки.

Когда мы собирались, неожиданно послышался звук мотора… Скамп бросился на дорогу и затормозил проезжающий уазик, чтобы задать ГЛАВНЫЙ ВОПРОС, который нас интересовал в тот момент: «А правильно мы едем на Серпиевку???» Водитель удивился, призадумался, потом сказал, что не правильно. И предложил нам вернуться на ту развилку, которую мы миновали ночью, свернуть налево и взять курс на деревушку Чёрное плёсо, где, по его мнению, местные должны были показать нам короткую дорогу на Серпиевку. Мы Ночёвка в лесупослушались и сели на велосипеды. Навигатор вместо Черного плесо показывал на карте какой-то маленький квадратик на зеленом фоне леса, но нас это не смутило.

Я была занята мыслями о коленке: за ночь легче, к сожалению не стало. Однако жалкие 30 километров впереди никак не могли испугать мой искалеченный диггерством мозг. Скамп вообще держался бодряком и был весел. Природа радовала своими красками, воздухом, водой, криками птиц, запахами цветов. Ради всего этого можно было многое стерпеть.

Лужа средних размеров.. Большие просто не фотографировали...И вот мы свернули налево… Сам факт поворота налево, видимо, должен был как-то проассоциироваться в нашем сознании с чем-то не очень хорошим. Но ничего подобного, как можно догадаться, опять не произошло. Не знаю, был ли это очередной переломный момент, когда мы третий раз сделали роковой выбор. Сложно сказать. Наверное, да…

Дорога практически сразу перестала быть дорогой в стандартном понимании этого слова[1] . Она превратилась в болотистую тропу среди леса, двигаться по которой даже пешком было бы Чёрное плёсовесьма затруднительно. Часа через два пути, когда навигатор показал, что мы продвинулись на полкилометра, я задумалась о том, а может ли в принципе продуктовый магазин существовать в таком месте, куда проедет не любой трактор? Эти мысли приходилось гнать от себя как пессимистичные.

Мы отчаянно двигались вперед с черепашьей скоростью. Я так не уставала никогда в жизни. Каждое новое болотце на пути воспринималось как подвиг. Велики отказывались ехать из-за налипшей на колеса глины. Вскоре Скамп пошел к протекавшему поблизости ручью, чтобы набрать воды, а я осталась ждать на дороге. Внезапно за деревьями послышался рев мотора буксующей машины. Через минуту появилась Нива. В ней сидели четыре человека и во все глаза смотрели на меня. Пришлось поспешно оттаскивать велосипеды в кусты. Когда Нива поравнялась со мной, я спросила, возможно ли нам добраться до Черного плесо? Водитель ответил, да. Нива скрылась за поворотом, и вскоре я услышала, что она завязла в болоте. Когда вернулся Скамп, мы решили, что двигаться за машиной бесперспективно и свернули на тропинку, уходящую в лес. Это было плохим решением, потому что тропинка закончилась через сто метров. Пришлось вернуться и идти вслед за героической Нивой, которая, к слову, выбралась из трясины.

Не знаю, сколько прошло времени, но болота закончились, дорога пошла с горы круто вниз. Было решено попробовать преодолеть этот участок на велосипедах, а не рядом с ними. И скажу честно – это был просто невероятный даунхилл! Спуск по булыжникам длился минут двадцать. В какой-то момент я даже испугалась, что мои расплавленные тормоза уже стекают по ободу… Скамп крикнул, что у него слетела цепь. Внизу нас ожидало красивое падение а ля «куча мала». Некоторое время отдыхали, пили воду из родника. Но рассиживаться было некогда, мы приладили цепь и снова двинулись в путь. Лес становился все гуще, лучи солнца красиво пробивались сквозь листву, из-за разнообразия красок и запахов все вокруг казалось нереальным. Я сбилась со счета подъемов и спусков, которые мы преодолели, но вот, наконец, впереди показался просвет между деревьями. Мы вышли на вершину горы, откуда извилистая каменистая и очень крутая дорога спускалась в долину… Вид, открывшийся с этой высоты, не мог быть сравним ни с чем, виденным нами ранее. Это было потрясающе, впечатляюще, удивительно! Маленькая деревушка, словно из русских народных сказок, всего 10-12 деревянных домиков, расположилась по двум берегам неглубокой быстрой реки с прозрачной водой; долина со всех сторон была окружена горами, склоны которых украшали цветы и корабельные сосны. Наверное, я не смогу описать словами то, что увидела. И фотографии тоже, вряд ли, смогут передать чувство счастья, охватившее нас. Правда, пока мы спускались, рискуя переломать себе все кости, к чувству счастья и свободы у меня примешалось ощущение, что мы здесь можем остаться очень надолго…

Часть вторая. Чёрное плёсо.

 

Лужица. Полметра воды и метр грязи в глубинуПока мы спускались, из деревни не донеслось ни звука, ни разу не залаяла собака, не показался ни один человек. Это слегка настораживало. Деревушка выглядела совсем заброшенной. Скамп оставил меня с велосипедами у какой-то канавки и пошел искать людей. Его не было так долго, что мне стало страшно. Я бросила велики, подозревая, что взять их здесь просто некому,Курюк и пошла искать мужа. Проходя мимо домиков, я начала осознавать, насколько они безжизненны.. Вдруг за одним из заборов показался дымок. Бросившись к калитке, я начала стучать и шуметь, чтобы привлечь внимание. Спустя минуту дверь открылась, и передо мной возникла женщина средних лет с удивленным лицом. Я подумала, что её травмировал мой шлем, но, как оказалось, нет. «Как вы сюда попали???» - спросила она. Тогда я начала понимать… Внезапно рядом возник Скамп, и мы начали наперебой рассказывать историю своего путешествия. Женщина удивлялась все больше и больше.

Не буду передавать весь наш разговор, но суть сводилась к тому, что: 1) у нас не осталось еды, поэтому положение наше бедственное; 2) про мифическую дорогу из Чёного плёсо в Серпиевку (кстати, местные говорят Серпеевка) никому не известно; 3) выбраться из этой глуши можно только на Уазике, и то пока не начался сезон дождей; 4) муж Светланы (так звали женщину), Юра, приезжает вечером, и на него вся наша надежда, потому что больше людей в деревне нет – её официально закрыли еще в начале 90-х, когда в этих местах закончилась вырубка леса. Надо сказать, мы испытывали легкий шок. Со связью тоже все было плохо – местами ловил только МТС, Чёрное плёсокак сказала Светлана, а все наши симки были билайновскими.

Светлана пригласила нас в дом пообедать и попить чаю с медом. Она рассказала, что её муж - пожарник в Симе, а по совместительству ещё и пчеловод. Летом они живут в Черном плесо, выращивают овощи, собирают мед, заготавливают дрова, строят новый сруб. Из живности – козы, лошадь, баран, охотничьи лайки, кошки. Во дворе дома я остро почувствовала, как далеко мы от Памятник жителям Чёрного ПлёсоВолгограда. Здесь всё было как из книжки про российскую глубинку 19 века: нет электричества, нет газа, вода из родника, натуральное хозяйство, котелок кипит на печи, которая топится дровами… Домашний мед оказался необыкновенно вкусным и душистым, медовуха – крепкой :)

После обеда мы полезли на ближайшую гору, чтобы с чистой совестью больше не пытаться поймать билайн. По пути набрели на памятник в честь всех жителей, покинувших эту деревню, выполненный в форме красивого домика. Когда спустились обратно, речку Курюк переходили не по мостику, а вброд, ради интереса. Вода была такой холодной, что на середине я практически не чувствовала ног (и это начало августа!)

Пытаемся поймать сигнал сотовогоВечером мы помогали Светлане варить щи, а сами с надеждой ждали появления Юры, рассчитывая уговорить его за определенную плату подкинуть нас хотя бы туда, где есть дорога. Про Серпеевку вслух мы уже не говорили.

Юры всё не было. На улице совсем стемнело и стало очень холодно, изо рта шел пар, как зимой, столбик термометра опустился до 10 градусов. Пришлось одеть на себя все имеющиеся Йога на горекуртки. Ужинали в свете налобников. Всё в принципе было не так уж плохо, но смутное чувство паники закралось мне в душу. Я разозлилась на себя, пыталась отвлечься разговором, но внутренний голос твердил: «А вдруг Юра не приедет??? Может, он приедет через неделю??? Или приедет и пошлет нас вместе с великами куда-нибудь, а с такой коленкой и без еды обратно мы не доберемся…» Тут еще некстати вспомнился обещанный на следующий день дождь…

Однако Юра приехал в ночь. Это оказался очень милый, улыбчивый и доброжелательный мужчина, который сразу понял наше положение. Он рассказал историю о том, как пару лет назад на той дороге, откуда мы пришли, застряла BMW с какими-то ребятами. Они пешком и без еды добрались до Черного плесо и в слезах молили отбуксировать их в город. Кошка МарфушаЮра, конечно, помог им. Мы просили без слез, поэтому Юра сказал, что отвезти-то он нас в принципе может, но только через пару дней. Он только приехал, и ему нужно было заниматься пчелами. Мы приуныли. Тогда Юра предложил выпить и вдруг рассказал про дорогу, которая начинается за рекой и идет прямо в Сим. Он уверил нас, что по ней до Сима 15 километров, и что качество дороги отличное, потому что «коммерсанты» (частные предприниматели, получившие разрешение на вырубку леса в этих местах) пробили её совсем недавно. Мы переглянулись. Звучало вполне здорово: 15 км на великах по хорошей дороге, пусть даже в гору - с горы и с больной коленкой… но уж за три часа-то мы точно доедем! Должно было насторожить, что Юра как-то в контексте сказал, что сам он там не ездил еще, но слышал от всех, что дорога хорошая. Вероятно, еще должно было заставить задуматься то, что «коммерсанты» не на катках асфальтоукладочных там лес таскают, а на Уралах. В дождливую погоду гигантские колеса Урала превращают любую дорогу в траншею глубиной до полуметра… Но мы не насторожились, и не задумались. Мы хотели быстрее уехать, чтобы всё-таки попасть в Серпеевку и не нарушать своих планов.

 

Часть третья. Битва за выживание.

 

Около домикаНочевали в строящемся срубе, там не было ничего, кроме печи, которую гостеприимные хозяева затопили, поэтому от холода мы не страдали. Утром Светлана собрала блинов в дорогу, а Юра дал последние наставления, которые звучали примерно так: «Вы идите туда, к реке, там тропинка будет вдоль реки, заросшая, но пройти можно, потом брод через речку, оттуда дорога пойдет, сначала не очень, а потом хорошая. Вы только все время левой дороги держитесь, направо не сворачивайте. Если направо свернете, то на старую дорогу попадете. По ней тоже идти можно, но она похуже и подлиннее». Итак, мы простились с хозяевами, кошкой Марфушей и собакой Дымкой и отправились в путь, планируя успеть с запасом на шестичасовую Ночёвка в срубеэлектричку до Аши.

Тропинка вдоль реки оказалась очень условной, пешком по ней явно ходили не в этом году, она заросла травой и папоротниками. Я, кстати, была очень удивлена, узнав, что папоротники растут не только в Сочи. Мы тащили велики волоком, переваливаясь с ними через упавшие деревья, и длилось это приключение где-то час. Потом мы миновали брод через реку и оказались на дороге. На первый взгляд она была великолепна. Мы радостно запрыгнули на сиденья и помчались вперед. Через двести метров дорога свернула и… мы в очередной раз оказались перед гигантской лужей-болотом, окруженной вязкой глиной. За ней следовала вторая, потом третья, и так далее. На преодоление каждой лужи уходило минут по десять. Я совсем выбилась из сил. В итоге Скамп начал перетаскивать велики по очереди. Внезапно мы вышли на развилку: направо дорога уходила прямо в реку, налево – в густую чащу. Не раздумывая, мы свернули налево, как и советовал Юра. Я воспрянула духом в надежде, Дымкачто вот-вот пойдет отличная новая дорога. Однако лесная тропка завела нас в такую трясину, где мы чуть не завязли по пояс. Скамп провалился, промочил ноги. Пришлось поворачивать обратно. Было ясно одно – здесь налево точно сворачивать нельзя.

Стоя на развилке, мы ощутили первые приступы легкой паники: на улице за полдень, мы продвинулись на пару километров, впереди река, а за ней – неизвестно что. Скамп предложил вернуться назад, но моё природное упрямство поставило точку в диалоге. Это был последний случай рокового выбора в эту поездку. Если б я согласилась вернуться, всё могло бы быть по-другому. Так же как, если бы Скамп согласился тогда поехать до Сима по трассе. Всё могло бы быть по-другому: мы уже давно были бы в Серпеевке, или прожили бы несколько чудесных дней в Чёрном плёсо, или ещё что-нибудь. Но вышло вот как… Начало пути в никуда...

Мы разулись и с большим трудом перешли речку в брод, на середине я осознала, что не заболеть после такого перехода будет трудно: ноги просто отнимались в ледяной воде. Приходилось останавливаться, опираясь на велик, вытаскивать одну ногу из воды и несколько секунд просто отогревать, чтобы сделать следующий шаг. На берегу долго приходили в себя. Глубоко дышали, успокаивались. Когда прошли десять метров, оказалось, что в лесу снова начинается глобальное болото. Глина была уже не коричневого, а какого-то неопределенно-зеленоватого цвета. С виду казалось, что она сухая, но стоило только наступить, как кроссовок погружался полностью, и вытащить его было проблематично. Про велосипеды даже говорить не стоит – их приходилось тащить либо за собой по кромке луж, либо на плече. Через полчаса мы поняли, что до супергероев не дотягиваем, поэтому стали через особо глубокие участки перебираться так: сначала переносим велобаулы, потом – велики. Это оказалось не намного легче, а по времени на каждую лужу уходило минут двадцать. Постепенно наступало понимание того, что у нас проблемы. Скамп предложил пойти на отчаянный шаг: оставить ненужное снаряжение и идти налегке. Я согласилась. На обочине остались: старая потрепанная бухта веревки длиной 25 м, две пары бахил, бутылка медовухи, подаренная пасечниками, котелки, кое-что из одежды. Остальные вещи не без труда были затрамбованы в верхушки велобаулов, боковинки оказались разгружены. Верхушки мы одели на плечи. Первые пять минут идти было действительно легче. Но потом силы окончательно нас покинули - сказывался третий день отчаянного пути. Стало совсем грустно, но мы не сдавались и шли по болтам на таран. В конце концов наше усердие было вознаграждено. Дорога свернула к подножию горы и пошла на подъем. Благодаря этому болота закончились. Теперь мы шли по густой траве, стараясь не смотреть на часы, чтобы не расстраиваться. Тропинка вышла на заброшенную стоянку лесорубов, повсюду лежали стволы огромных деревьев, частично сгнившие, частично еще нет. Там мы остановились передохнуть, и я заметила, что потеряла велокомпьютер. Это было забавно, потому что он не прожил даже сезона. Что поделать…

Дорогу, уходящую с поляны мы заметили не сразу. Она шла вгору и была сплошь покрыта мелким хвойным хворостом. По мере движения вперед слой хвороста становился всё толще, ноги проваливались, идти было тяжело. Меня немного беспокоил тот факт, что дорога удаляется от реки. Река должна была вывести нас прямо в Сим, а вот куда вела дорога, было не понятно. Навигатор упорно показывал, что мы находимся в непроходимой лесной чаше, терял спутники, пищал и действовал на нервы. Наши глаза, привычные к городским и пригородным пейзажам, пытались выискать в траве хотя бы какой-то признак пребывания людей – пустую пачку сигарет или бумажку. Но ничего не было. Нигде. Ни разу за весь этот день.

Скамп шёл чуть позади, поэтому изначальный ужас открывшейся впереди картины мне пришлось испытать в одиночку. На вершине горы дорога закончилась стеной непроходимого леса… Дальше идти было некуда. Река осталась далеко внизу. До Чёрного плёсо день обратного пути. Сил нет, еды нет, связи нет. Честно сказать, я вошла в глубокий ступор и дальше помню смутно. Скамп же наоборот самообладания не потерял. Он предложил единственно верное в той ситуации решение: оставить всё, кроме документов, денег и аптечки, и налегке рвануть в Сим прямо через лес, чтобы успеть до темноты. Я долго не могла осознать, что он имеет в виду. Стояла и озиралась по сторонам. Никак не получалось понять, куда девались машины, доехавшие до вершины горы. Потом мы догадались, что они просто вырубали лес и ехали обратно. Но от этого не стало понятней, куда они в итоге ехали. Ведь везли же они лес в город. Значит, где-то должна быть дорога. Почему её нет??? С полянки лесорубов точно не было даже других тропинок, не то что дорог. Эти мысли хаотично роились в голове и мешали думать. Я продолжала стоять с непонимающим взглядом, пока Скамп в одну единственную верхушку засовывал всё самое ценное. Нужно было спешить. Я сняла свой сиреневый шлем и положила на руль велосипеда… Как-то даже не верилось, что мы их бросаем на совсем. Столько километров позади и вот…

Чтобы не мучить разряжающийся GPS-навигатор, мы достали компас. Думали, как спуститься к реке. Решили срезать прямо по заросшему склону. Вниз катились почти кубарем, собирали все колючки, рвали одежду. У реки растительности оказалось еще больше. Мы с остервенением ломали кусты. Я пожалела об оставленном шлеме – он помог бы защитить глаза от веток. Под ногами ничего не было видно из-за папоротников: под их широкими листьями скрывались стволы упавших деревьев, ямы, ручьи. Мы постоянно куда-то проваливались, спотыкались, падали. Идти было просто невозможно. Скорость движения вряд ли превышала 1 км/ч. Паника охватывала уже не на шутку. Причем я переживала не столько из-за еды, сколько из-за того, что нам придется ночевать в лесу без палатки при температуре около нуля.

Пока мы продирались через лес, казалось, что на другом берегу виднеется просека… В какой-то момент отчаяние взяло вверх, и мы, держась за руки и опираясь на палку, стали переходить реку. Другой берег оказался довольно крутым, выбирались с большим трудом. Естественно, никакой просеки не было: всё те же папоротники, колючки, ветки, бурелом… Когда Скамп упёрся в стену из дикого винограда, я потеряла ощущение реальности и почувствовала, что сплю. Цвета и запахи стали приглушенными, звуки тихими. С нечеловеческой яростью мы бросились на кусты и стали ломать их ногами, так как пытаться обойти было бесполезно. Операция имела успех, но за виноградом мы уперлись в какой-то ручей. Пришлось снова переходить на другой берег. Время шло с неумолимой быстротой. Мы уже не говорили, просто шли. Не понятно, где наши организмы черпали силы на эту борьбу с лесом, ведь уже целый день мы питались водой. Блины оставили как неприкосновенный запас.

Часть четвёртая. Хоть бы 112…

Не помню точно, сколько раз мы переходили реку – шесть-семь… Может, больше. Пару раз оказывались на островках посреди реки, и снова приходилось лезть в воду. Моя коленка гнулась уже со скрипом. Боль была тупая, но постоянная. Я успокаивала себя тем, что если станет совсем плохо, то можно выпить Кеторол из аптечки.

Связи не было нигде, ни одного оператора. Мы пытались набирать 112, чтобы сообщить свои координаты и узнать, есть ли в принципе по близости хоть какая-то дорога. Однако максимум, кто мог бы услышать здесь наши просьбы о помощи – это медведь или заяц.

Паника уже не покидала нас ни на секунду. Я ныла от боли в ноге, когда соскальзывала с полусгнивших стволов. Скамп молчал и был мрачнее тучи. О брошенном снаряжении никто не думал. Хотелось только одного – выбраться. Я приходила в ужас, когда представляла, как мы подходим ночью с юга к Симскому пруду и понимаем, что дальше добираться можно только вплавь…

Нужно было постоянно мысленно успокаивать себя и осознавать, что паника и истерика никому ещё не приносили успеха. Я думала об этом. Помогало слабо. Всё происходящее напоминало телевизионное реалити-шоу из цикла «остаться в живых» про малоадекватных личностей, редко задействующих свои интеллектуальные способности. Только это было с обычно адекватными нами, и в реальности.
Как же так вышло?..

Часть пятая. Да будет Happy End!

 

Лес...Начинало вечереть, когда мы неожиданно наткнулись на просеку, идущую вдоль горы. Она появилась из ниоткуда, и оставалось молиться, чтобы не закончилась столь же внезапно. Мы были так счастливы, что казалось, сможем бежать бегом. Дорога, Дорога!!! (Хоть это была не совсем дорога, потому что машина по ней бы проехать не смогла). Главное, нашлось направление, по которому пешком можно было двигаться быстрее, чем по лесу. Мы сели на камень и съели разом все блины. Сил, конечно, значительно не прибавилось. Зато морально стало легче. Отчаяние овладело нами

Мы пошли скорым шагом. Несколько раз казалось, что дорога заканчивается, но она просто обрывалась вдоль реки из-за осыпавшегося берега, и снова продолжалась чуть дальше. Иногда дорога ныряла в реку, чтобы начаться на другом берегу. Это было неприятно, но всё равно сильно не огорчало. Мне казалось, что мы идем целую вечность… На самом деле, километраж нашего похода приближался к отметке 100 км.

Всего лишь 100 км по Уралу… Целых 100 км по Уралу…

После очередного перехода речки мы оказались на полянке, откуда продолжения дороги не было. Мы было снова запаниковали, начали метаться назад и вперед, но оказалось, что за холмом Близ Симского прудалес расступается, открывая взгляду красивый зеленый луг и очередную горную вершину. Мы пошли по лугу, замечая то там, то тут следы копыт и навоз. Это означало, что луг используется местными как пастбище – мы наконец-то выбрались!!! Вскоре за деревьями послышался звон множества колокольчиков. Скамп предположил, что в низине коровы. На самом деле там оказался табун лошадей. Они были очень рады увидеть нас, окружили, обнюхали. Когда мы собрались идти дальше, все лошади двинулись за нами. Я не знала, как быть. Мы пошли быстрее, и тогда лошади отстали.

Понимание того, что мы на верном пути, усугубило состояние моей коленки. Видимо, организм хотел расслабиться и отдохнуть, но было ещё слишком рано. Приходилось идти, опираясь на Лошадкипалку, которую я нашла на лугу. Тропинка пошла в гору, мы взбирались из последних сил. С вершины ничего не было видно из-за густой растительности. Спускались медленно. Внизу нас ждало новое потрясение: тропинка неожиданно повернула, и навигатор показал, что мы стали двигаться в направлении от Сима… Какое-то время приходилось идти, надеясь, что дорога снова свернет. Однако вскоре стало ясно, что очень вряд ли это нужный нам путь. Сумерки сгущались. Вокруг был лес и тучи комаров: мы находились рядом с водой.

Скамп оставил меня на тропинке, а сам стал продираться сквозь заросли к пруду, рассчитывая там сориентироваться по его очертанию. Вскоре он скрылся из виду, и я осталась наедине с пронзительным писком навигатора, теряющего спутники. Через пару минут со стороны пруда раздался крик. Я метнулась было туда, но поняла, что Скамп пытается привлечь внимание какого-то человека, которого он заметил. Послышался приглушенный разговор. Я была просто счастлива, что мы наконец-то встретили людей. Когда Скамп вернулся, он был менее весел, чем я. Оказалось, что человек, с которым он разговаривал, находился не на берегу, а на лодке на середине пруда. Нормальной дороги до Сима здесь нет. Зато с вершины горы, которую мы недавно преодолели, уходит малоприметная тропинка, идя по которой через пару часов мы выйдем к плотине…

 

Часть шестая. Практически уже Happy End.

Симский прудНе стану описывать в подробностях, как мы снова взбирались на гору, затем искали тропинку, а потом долго шли по ней над обрывом, спускались, перебирались через воду, снова поднимались. Всё время очень хотелось сесть, закрыть глаза и помедитировать, дать себе заслуженный отдых.

У плотины мы оказались часов в десять вечера и, не успев толком восхититься величественной красотой Симского пруда, начали звонить родителям. Они были спокойны и ничего не Симский прудподозревали. В тот момент мы очень четко осознали, какую глупость совершили, уехав в такую глушь, никому не сообщив. Если бы что-то случилось, нас хватились бы только дня через два-три в лучшем случае. Когда мы идем на объекты, то всегда сообщаем коллегам, куда мы заземляемся и когда планируется выброска. А здесь почему-то не пришло в голову. Поспешные сборы, недоспланированный маршрут – все сыграло свою роль. Но мы выбрались. Значит, всё закончилось благополучно. Не считая того, что половина снаряжения клуба осталась на вершине одной из южноуральских гор…

Оказавшись на стоянке такси, чувствуя себя в полной безопасности, мы уже не могли не думать о снаряжении. Я в целом смирилась с потерей, хотя все равно до конца ещё в нее не верила. Скамп переживал активно. Пока мы ждали такси, он успел поговорить с местными, среди которых был охранник интернет-клуба Алексей. По счастливой случайности оказалось, что у Алексея охотничий домик в Черном плесо… И узнав, что за спасение великов мы готовы заплатить, он согласился помочь.



Полный Happy End в виде спасательной операции.

 

Спасательная операцияНочь прошла в тревожном сне. Во-первых, мы, конечно, жутко устали и не могли поверить, что наконец очутились дома. Во-вторых, прямо перед сном выяснилось, что поспешно бросив снаряжение в лесу, мы забыли забрать аптечку, в которой были медикаменты на все случаи жизни. Я была на 100% уверена, что она у нас с собой. Теперь же, когда оказалось, что её всё это время не было, меня охватил запоздалый ужас. Я мысленно благодарила Бога за то, что никто из нас не упал и не вывихнул ногу, не заработал температуру в ледяной воде, что никого не укусила змея в камышах, что в порезы не попала инфекция, что коленка позволила мне дойти… Я думала обо всем этом и не могла толком спать. Спасательная операция

На утро все мышцы ныли как после двадцатичетырехчасового занятия йогой. Казалось, что вся эта история длилась не три дня, а как минимум две недели. В 12:00 мы позвонили Алексею, он сказал, что всё готово: нас ждет УАЗик.

Через час на своей машине мы доехали до Сима. Там нас погрузили в свой «спецтранспорт» Алексей и его отец. Началась спасательная операция. Всю дорогу до Чёрного Плёсо меня терзали сомнения: а получится ли? Ведь глубина луж там местами доходила до 40 сантиметров…

По пути мы узнали много нового: научились ставить правильные ударения над местными топонимами, выяснили, что производит симский завод, расспросили про местные условия жизни и труда. Наши попутчики оказались приятными и общительными людьми, хотя и не скрывали, что считают нас кончеными психами.

Спасательная операцияЗа Чёрным Плёсо стало ясно, что дальше Уазу не проехать: полуметровая палка целиком ушла в одну из луж на дороге. Машину пришлось бросить и идти дальше пешком. У первого брода через реку мужчины настояли, чтобы я осталась, аргументируя это тем, что «не женское дело по грязи таскаться». Я вспомнила прошедшие сутки и содрогнулась, но спорить не стала.

Итак, я осталась одна в очень живописном месте в лесу, на берегу реки. Сейчас, когда не надо было торопиться и тащить за собой нагруженный велосипед, можно было в полной мере насладиться прелестью здешних мест. Урал прекрасен. Это бесспорно. Но он также опасен и требует к себе серьезного отношения. И мы, конечно, должны были лучше осознавать риски, Спасательная операция связанные с таким путешествием...

Я достала фотоаппарат из чехла, чтобы запечатлеть хотя бы малую часть тех болот, через которые нам пришлось тащиться, а также местные цветы и растения. Время прошло незаметно – я всё еще фотографировала, когда ребята по очереди стали появляться на противоположном берегу. Они выглядели так, как будто вернулись с фронта: измученные, грязные, обвешанные кучей вещей, веревок. Алексей и Скамп тащили велики, заляпанные глиной настолько, что трудно было различить их цвет.

Ветряки. Для масштаба - ЛЭППотом мы мыли колеса в речке, распихивали вещи по баулам, грузили в Уазик. Алексей пребывал в шоке, повторяя, что никогда не видел таких безбашенных туристов, которые забрались туда, куда не проехать даже на Урале. Обедали салом и хлебом. Нам со Скампом с трудом верилось, что наступил счастливый конец этого велопохода.

Даже не знаю, что еще написать. Кажется, всё самое интересное рассказано. На обратном пути в Сим мы проехали через заброшенную деревушку Сплавное – аналог Чёрного Плёсо, сфотографировали с вершины горы Симский пруд и долину города, остановились у памятника расстрелянным войнам Красной Армии в лесу. Затем, в городе, мы перегрузили снаряжение в свою машину, от души поблагодарили своих новых симских друзей и с подаренной банкой настоящего уральского мёда поехали в Ашу…

Вот так и заканчивается эта удивительная история. А дальше начинается другая – о нашем путешествии по пещерам Южного Урала (уже без велосипедов). Для тех, кому интересно, - вторая часть отчета под названием «Пещерный край».

Панорама части Аши


Айслин, 22.08.11

 

назад



           Диггеры Нижней Волги