Надземное

Поход на гору Аибгу и окрестности Сочи-2021

Переход по Аибге, август 2021

Гора Аибга является частью Аибгинско-Агепстинского хребта и входит в состав Кавказского государственного природного биосферного парка. У Аибги пять вершин, высшая из которых – Пик 3 (2462 метра над уровнем моря).

В путешествие по Аибге мы начали собираться ещё два года назад, когда прочитали весь «Уникальный путеводитель по пешеходным маршрутам Большого Сочи», но постоянно что-то не складывалось: то погода неподходящая, то ещё что-то.

Этим летом мы решили попасть на Аибгу во что бы то ни стало. И преуспели.

Надо сказать, что некогда многодневный маршрут, когда восхождение на гору начиналось в посёлке Красная Поляна (500 метров над уровнем моря) и занимало целый день, сегодня стал доступным для однодневного перехода благодаря обширной сети канатных дорог, построенной к Сочинским Олимпийским Играм.

Итак, мы выбрали по прогнозу максимально тёплый и ясный день для нашего путешествия, собрали провиант, теплые куртки, аптечку, и отправились в путь.

В целом, на сегодняшний день маршрут по Аибге предполагает дневной поход от одной линии канатных дорог до другой с несколькими спусками и восхождениями (примерно 6-7 км пути). Причём можно двигаться в обоих направлениях: от канатки Газпрома до Горной Карусели или наоборот. Только надо учитывать, что время работы у них разное. Газпром останавливается в 18.00 по Москве, а Горная Карусель работает на полтора часа дольше. Так что мы решили двигаться в направлении последней, чтобы иметь временной запас.

С нижней станции канатных дорог Газпрома отходят две ветки – Лаура и Альпика. Для того, чтобы оказаться на Аибге нужна Альпика, которая расположена справа от трассы на Роза Хутор.

Конечная станция носит гордое название «Приют Ветров». С её обзорной площадки открываются невероятные пейзажи! В хорошую погоду видимость может достигать 100 километров! Дорога на маршрут по Аибге уходит вправо, а влево – ведёт к другой достопримечательности – Каменному Столбу.

Стоит отметить, что даже в хорошую погоду в горах лучше иметь трекинговые палки, так как спуски и подъёмы крутые и каменистые, местами есть риск скатиться с осыпи на пятой точке. У нас с собой палок не было, приходилось двигаться не спеша, тщательно выбирая, куда наступать.

Вообще вся первая часть нашего похода от Приюта Ветров до Пика 4 была просто потрясающей: во-первых, на этой части маршрута ввиду его сложности практически нет людей (нам встретилось всего несколько групп туристов за полдня), во-вторых, тропа идёт сквозь фантастически красивые альпийские луга (жаль только, в августе рододендроны уже отцветают).

На перевале между Пиками 4 и 5 мы устроили небольшой привал, наслаждаясь созерцанием великолепной вершины Седая Аибга. Мы надеялись, что туда ведёт тропа, но её не оказалось.

Как выяснилось позднее, дорога на Аибгу Седую начинается ближе к канатке Горной Карусели. Кстати, на перевале нам встретились туристы, которые двигались во встречном направлении и предложили нам обменяться пассами на канатки, что мы и сделали с большой радостью. Таким образом, нам удалось существенно сэкономить на последующем спуске в Красную Поляну.

После перевала последовал затяжной спуск в 3-й Цирк. Кстати, согласно нашему путеводителю 2016 года издания, на этом участке должна была работать дополнительная ветка канатной дороги, но совсем недавно её разрушил сход мощной лавины. Поэтому на сегодняшний день путешествовать там можно только пешком, и это – скорее плюс.

В Третьем Цирке красота и величие природы чувствовались в полной мере: мы стояли на огромной, усеянной небольшими яркими цветами поляне, со всех сторон вверх вздымались серые горные пики, не было ветра, не было шума, и справа, из Рудничного отрога, на поляну выплывали густые белые облака…

Оказалось, что если пройти по тропинке, ведущей к отрогу, то по пути будет два озера, второе из которых – ледяное! Это зрелище, от которого действительно захватывает дух! Особенно, когда знаешь, что снизу, в Адлере, лето и плюс 35. А тут – лёд и цветы одновременно!

За Ледяным озером мы обнаружили отличное место для пикника с оборудованными деревянными лавочками и столиком. Там и пообедали, в полной тишине и в облаке.

За Третьим Цирком нас ждал подъем к пику Чёрная Пирамида (2375 метров). Там погода ухудшилась, сгустился туман, стало холодно. Но от Чёрной Пирамиды уже начиналась действующая ветка канатной дороги. Мы решили прокатится на ней вниз до следующего цирка.

Людей на этом участке маршрута было уже довольно много, большая часть в шлёпках и футболках, поэтому прочувствовать красоту и величие природы им было, конечно, трудно.

Совсем недалеко от 2-го Цирка, куда мы спустились на канатке, есть красивый водопад, который, кажется, называется Медвежий. Туда ведёт тропа, но нами в этот день было уже пройдено достаточно километров. Поэтому мы начали свой неспешный финальный подъём к узловой станции Горной карусели.

Близ станции начинается экологическая тропа «Альпийские луга». Она-то и приводит в последствии к пику Седая Аибга. Но это отдельный маршрут для отдельного дня пути, который мы очень надеемся пройти в следующем году.

Станция, до которой мы в итоге благополучно добрались, носит название «Вершина», её высота 2200 метров над уровнем моря.

Там есть большая обзорная площадка, качели над пропастью, санузел, и многое другое, но вот открытых кафе в тот вечер почему-то не оказалось. Как всегда, запасы воды закончились, и мы без промедления стали грузиться в кабинку, чтобы не умереть от жажды.

На этом и завершился волшебный дневной переход по величественной Аибге, который точно останется среди наших ярких воспоминаний на всю жизнь.