Надземное

Молодецкий курган - 2021

Это было 29 августа 2021 года, как раз накануне дня рождения Скампа. За окном стояла чудесная погода: небо без единого облачка, лёгкий ветер, 25 градусов тепла. Мы собрались в поход по маршруту «Солнечная поляна – Каменная чаша», однако пришлось быстро менять планы, так как из официальной группы заповедника мы узнали, что большая часть маршрутов в Самарской Луке была закрыта с целью предотвращения лесных пожаров (да, лето в этом году выдалось на славу…).

В отсутствие равнозначных вариантов было принято решение просто съездить ещё разок на Молодецкий курган, и посетить заодно гору Девью, которую год назад мы благополучно обошли стороной. Но, как часто бывает с клубом DEEPDIG, всё вышло совсем иначе.

В районе полудня мы припарковались у КПП близ залива Жигулёвская Труба. Оплатив 200 рублей и обильно полившись антикомариным спреем, мы вышли на официальную тропу маршрута. Причём, восхождение было решено совершить по более пологой лесистой тропе, чтобы адскую каменистую насыпь вдоль Волги оставить для последующего спуска. Тогда мы ещё наивно полагали, что этот каменистый склон станет самой утомительной частью нашей прогулки.

Преодолев за полчаса весь подъём до вершины (кстати, это ни много ни мало – 243 метра), мы присели отдохнуть на брёвна и обдумать дальнейшие действия. Вариантов было всего два: либо пойти налево, к стеле на вершине горы, знаменующей, что здесь когда-то был В.И. Ленин, либо свернуть направо в лес, чтобы попробовать найти некую землянку, обозначенную на картах Викимапии.

Обычно в любой непонятной ситуации клуб DEEPDIG идёт налево, но в этот раз зов пути Ильича не был достаточно силён, и мы захотели попытать счастья в лесах.

Петляющая по склону оврага тропинка к землянке оказалась довольно отчётливой на первых порах. Мы преодолели небольшой спуск, затем подъём и вышли прямо к началу очень крутого склона Задельной горы, уходящего в Задельный овраг. Внизу, в овраге, был виден пригорок с каким-то объектом рукотворного происхождения в склоне. Мы догадались, что это и есть землянка, но как к ней подойти – было не ясно.

Теоретически, наш навигатор уверенно показывал тропу прямо вниз и, как нам тогда показалось, по отвесному склону. Практически, мы решили не рисковать. Я предположила, что это какая-то ошибка в программе, и надо пробовать спуститься с Задельной левее, ближе к Волге. Туда мы и направились, благо, тропинка по хребту была чётко видна. Заранее скажу, что это решение чуть не стало для нас роковым, так как именно благодаря ему наш маршрут удлинился часов так на пять.

На Задельной горе, с видом на Волгу и Молодецкий курган вдали, мы перекусили круассанами и сыром. Дальше последовал длительный и местами тяжёлый спуск, в ходе которого всем стало ясно, что крутой склон, от которого мы отказались до этого, был не так уж крут по сравнению с этим мероприятием. Тем не менее, внизу нас ждала награда – невероятной красоты пляж, каменистый и пустынный, с кучей лягушек в линии прибоя, и большим гротом в скале справа. Там мы отдохнули, закусили яблоками, пофотографировали вдоволь и снова задумались о своей дальнейшей судьбе.

Судьба казалась нелёгкой. Во-первых, преодолеть обратный супер-подъём в тот момент просто не было сил. Во-вторых, столько уже было пройдено, что не хотелось отказываться от идеи попасть в землянку. В-третьих, было уже в районе трёх часов и стоило поторопиться. Тогда Скамп отправился на разведку по ходу оврага, чтобы оценить возможность двигаться по нему. Вернувшись, он сообщил, что тропа существует. Мы снова двинулись в путь.

Положа руку на сердце, скажу, что тропой это сложно было назвать. То есть, сначала она прослеживалась, но вскоре сошла на нет. И мы просто двигались дальше вперёд и вверх сквозь тучи комаров по узкому оврагу, сплошь заваленному стволами деревьев. В тот момент, когда уже казалось, что силы совсем на исходе, впереди мы увидели трубу…

Это был вход в Землянку №1, на многих картах фигурирующую просто как «грот». Землянка, безусловно, нас поразила.

А ещё больше нас поразило мужество людей, её построивших в этом глухом месте. Внутри мы провели всего пять минут, так как надо было двигаться дальше и искать выход из оврага.

Вскоре Скамп увидел на навигаторе, что мы приближаемся к другому объекту: вероятно, к тому, что мы видели раньше со склона Задельной горы. В тот момент мы оказались на перепутье двух едва заметных тропинок. Было решено, что Скамп снова пойдёт на разведку, налево, а мы с Викой останемся передохнуть на поваленном дереве справа.

Я наблюдала, как Скамп взбирается вверх по заросшему колосьями золотистому склону. Наконец, он добрался до объекта и помахал нам рукой. Мы поняли, что зрелище стоящее, и поспешили туда. Объектом оказалась вторая землянка в стиле «блиндаж», построенная энтузиастами туристического клуба «Мотало-ходи». По степени уюта она не уступает какой-нибудь деревенской избушке, а уж найти такое чудо после изнурительных блужданий по окрестным лесам – просто подарок.

В блиндаже мы провели не меньше часа, основательно перекусили, оставили запись в журнале посещений.

Приближался вечер. Ни фонарей, ни дополнительной воды и продуктов у нас не было. Мы решили, что, во избежание подъёма по невероятному косогору напротив землянки, будет лучше попробовать обойти Задельный овраг и выйти назад к Молодецкому кургану по большой дуге.

Это решение оказалось ошибочным. Не меньше двух часов мы потратили на эту часть нашего маршрута. Сперва долго продирались сквозь нетронутый лес вдоль оврага, потом снова продирались, только уже поднимаясь в гору, пока, наконец, окончательно не осознали, что до заката оставалось примерно полтора часа, а мы даже не понимали толком, где вообще находились. Тогда мы решили повернуть обратно к блиндажу и штурмовать косогор. При ближайшем рассмотрении, и при наличии нескольких трекинговых палок, он оказался не таким уж непреодолимым.

Наконец, около половины восьмого мы снова вышли на тропу, с которой начинали маршрут от Молодецкого кургана, и были безмерно счастливы, ибо если остаться в непроходимом лесу после заката без фонариков – даже слабоумие и отвага не помогут.

Чудесный безоблачный закат мы встретили на вершине кургана. Вода закончилась. Пить хотелось невероятно, поэтому гору Девью снова обошли стороной и вышли сразу к машине. В Жигулях остановились у ближайшего магазина и скупили там почти весь сок и лимонад.

Невероятный поход закончился благополучно и оставил о себе массу разнообразных впечатлений и ярких воспоминаний. Очень надеюсь, что в этом году он не последний.